В середине июля Конгресс США одобрил финансовую реформу, значительно ужесточающую требования к регулированию деятельности финансового сектора. Ранее ужесточающие меры в отношении регулирования финансового сектора были приняты и в Европе. Последняя взяла жесткий курс на экономию бюджетных расходов. Но глава МВФ Доминик Стросс-Канн считает, что «риск для Европы заключается именно в том, что ей может грозить много лет низких темпов развития. А это низкая покупательная способность, возникновение проблем в системах социальной помощи, в частности, пенсионной системе и системе медицинского обеспечения, это означает рост безработицы».
США хоть и ставят в приоритет своей экономической политики дальнейшее стимулирование экономики, тем не менее, их перспективы не более радужные, чем в Европе. Так, по мнению гуру нынешнего кризиса Нуриэля Рубини, то, что ожидает США в будущем, «будет очень напоминать рецессию. Этот процесс будет сопровождаться медленным созданием рабочих мест и дальнейшим повышением уровня безработицы, циклическим увеличением бюджетного дефицита, новым снижением цен на местных рынках, увеличением потерь банков по ипотечным кредитам, потребительским кредитам и другим займам, а также риском, что США примут протекционистские меры против Китая».
Повышение требовательности к финансовой деятельности плюс снижающаяся покупательная способность и годы еле дышащей на грани замерзания конъюнктуры развитых рынков не предвосхищают особых прибылей для инвесторов. А накопленные частные капиталы в ходе кризиса в большей части сохранены, а местами и приумножены, так как антикризисная политика первых этапов кризиса и в Европе, и в США ориентировалась в первую очередь на сохранность средств частных инвесторов, и даже той их части, которая аккумулирована в так называемых «токсичных», то есть весьма сомнительных активах. Куда ж теперь податься «бедному инвестору» с кучей денег в кармане? Видимо, туда, где дела обстоят более благополучно, где растут экономика и рынки, и в Азию в частности тоже.
В последние месяцы все чаще высказывались опасения о том, что на быстро восстановившихся азиатских рынках возникают новые «пузыри», в частности на рынках недвижимости, к «надуванию» которых, надо полагать, приложили руку не только местные, но и зарубежные инвесторы. Но благодаря принимаемым мерам, включая и ограничения в выдаче кредитов, в Китае, к примеру, отчасти удалось приостановить рост цен на недвижимость. Тем не менее, в ракурсе неблагоприятного положения дел в западных экономиках и некоторого ужесточения требований, весьма раздражающих финансовых инвесторов, надо полагать, они могут в массовом порядке устремиться в пока более благополучную Азию.
Чем это может грозить? По мнению главы МВФ Доминика Стросс-Канна, высказанному во время конференции азиатских стран в южнокорейском городе Тэджон в середине июля, чрезмерное движение капитала «создает нестабильность». «Азиатские экономики двигают мировую, порождая риск наводнения капиталом, который может взметнуть цены на финансовые активы. И регуляторам, начиная с Южной Кореи и кончая Индонезией, необходимо принять меры по предотвращению валютной неустойчивости», – считает Стросс-Канн. А министр финансов Южной Кореи Юн Чжин Хен заявил, что МВФ должен разработать детальный и реалистичный план по борьбе с нестабильностью, которая может возникнуть по причине стремительных международных потоков капитала.
Здесь, пожалуй, стоит вспомнить о роли смены знаков потоков иностранного капитала в кризисах в странах Латинской Америки, в азиатском кризисе конца 90-х, а также с чего начинался нынешний кризис для развивающихся стран. После краха Lehman Brothers США, а вслед за ними и Европа приняли широкомасштабные программы на сотни миллиардов долларов, гарантирующие сохранность средств, и деньги инвесторов широко устремились из развивающихся стран в страны развитые, где им были созданы более «тепличные» условия. Именно это обусловило первый виток спада в развивающихся странах, тогда как сокращение доходов от экспорта сказалось на них несколько позже. Но создание этих «тепличных» условий дорого стоило налогоплательщикам и привело к кризису государственных финансов в Европе. Теперь же развитые страны просто вынуждены экономить, выводить вкачанные ранее стимулы из экономики и ужесточать регулирование. И взоры инвесторов вновь обращаются на Восток, угрожая новыми проблемами встающим на ноги азиатским экономикам.
Но это, вероятно, еще не самая серьезная угроза. За время, прошедшее с азиатского кризиса, правительства в Азии худо-бедно научились справляться с вызовами для их экономик со стороны от тех или иных, далеко не всегда конструктивных настроений иностранных инвесторов. Видимо, справятся и на этот раз. Благо Стросс-Канн успел призвать их разработать «различные инструменты, включая ревальвацию валют, аккумуляцию резервов, благоразумную политику и, при необходимости, контроль над капиталом». То есть последним пунктом разрешил особо не церемониться с иностранным капиталом.
Может быть, главная беда будет состоять в том, что в распоряжении инвесторов для спекуляций все еще остаются мировые рынки энергоресурсов, сырья, продовольствия и других товаров, куда они и устремляются, как только на этих рынках увеличивается неопределенность ситуации, что позволяет выгодно играть в азартные игры, накачивая очередные «пузыри». А до ужесточения регулирования спекулятивных сделок на этих рынках у мирового сообщества, судя по всему, руки еще не дошли. И это несмотря на ценовой бум на товарных рынках 2008 года, по сути, и спровоцировавший текущий кризис.
Может быть, именно поэтому локальные погодные аномалии тут же вызывают на свет призрак уже, казалось бы, с началом кризиса отошедшей в прошлое продовольственной проблемы. Как сообщили 16 августа СМИ, на мировом рынке пшеницы наблюдается «панический рост цен». За полмесяца на основных биржевых площадках мира зерно подорожало на 20–25%. Формальным поводом для этого вроде стала необыкновенно жаркая погода, грозящая неурожаем зерновых. Но эксперты «СовЭкон» считают, что в столь бурном росте весьма высока спекулятивная составляющая, связанная с резким увеличением притока средств фондов на зерновые рынки. При этом рост произошел в отсутствие роста реального спроса на мировом рынке. А дальше что – опять продовольственный кризис?
Вообще-то складывается впечатление, что в руках у частных инвесторов скопился вполне избыточный капитал, который уже явно не может найти своего рационального и конструктивного для мировой экономики применения. Вот он и мечется по свету в поисках прибылей, дестабилизируя ситуацию то там, то здесь, и распространяя волны экономической нестабильности по странам и секторам. Вот уж воистину главная угроза мировой экономике, тем более опасная, что с ней толком еще и не начинали бороться. Придут инвесторы туда, где есть, что взять, «снимут сливки», нарушат с трудом достигнутые балансы и направятся дальше. Ну как тут не возникнуть ассоциации с фильмом «День независимости», где пришельцы, как саранча, «пожирают» ресурсы одной планеты, а потом направляются на поиски следующей?!