Я сочувствую Кэтлин Паркер (Kathleen Parker) из Washington Post. Как журналистка и американка, она родилась и выросла с полной уверенностью в двух вещах: во-первых, что священным долгом каждого американского журналиста является чтение нотаций всему миру по поводу прав, свобод, демократии и превосходства американских «ценностей», во-вторых, что ни один, блин, иностранец, а тем более еще и иностранный журналист, не имеет права сомневаться или, что еще хуже, спорить со всем вышеперечисленным.
Уютненький мирок Кэтлин Паркер с грохотом рухнул на прошлой неделе в четверг, и виноват в этом «неприятный, оскорбительный и просто смешной, но все же заставивший задуматься» Андрей Ситов, журналист, представляющий информационное агентство «ИТАР-ТАСС» («государственное», как поспешно добавила неизменно внимательная к деталям Паркер). Во время банальной процедуры брифинга в Белом доме Ситов устроил такое, что, как выразилась Паркер, «в воздухе отчетливо запахло холодной войной». Что же это было? А вот что: Ситов посмел озадачить пресс-секретаря Белого дома Роберта Гиббса (Robert Gibbs) объяснением инцидента с убийствами в Тусоне, который Гиббс назвал «безумными действиями сумасшедшего».
Паркер страшно разозлилась на Ситова. Заданный им вопрос она назвала «неуместным», потому что, дескать, в то самое время в Тусоне шли похороны одной из жертв стрельбы (странное обвинение: ведь время для брифинга выбирал не Ситов, а сотрудники пресс-секретариата Белого дома). Потом она прочла Ситову нотацию о том, как опасно работать журналистом в России, где «калечат и убивают журналистов и блогеров, отважившихся открыть рот» (интересная логика: строить предположения о мотивах тусонского убийцы она отказывается, потому что расследование еще не закончено, но, хотя с делом Олега Кашина ситуация та же и подозреваемые не названы, Паркер уже знает, что на Кашина напали за критику в адрес «губернатора одной области», демонстрируя пророческий дар). В заключение своей проповеди Паркер сухо отметила, что Ситову, конечно, хорошо спокойно жить в Вашингтоне (в то время как все знают, что в нашей столице есть и такие места, куда ни Ситов, ни та же Паркер ни за что не пойдут).
Я прекрасно понимаю, почему Паркер внезапно забыла о свободе самовыражения, которую она так любила до прошлого четверга, и начала нападать на Ситова. Этот русский действительно задел за живое. Паркер, Гиббс и начальство Гиббса в лице президента Обамы пытаются объяснить стрельбу в Тусоне «безумием», но на самом деле это — отчаянная попытка прикрыть гримом громадный фингал, сияющий на лице американской демократии. Не надо быть политологом, чтобы понять, что демократия — это двусторонний канал общения между гражданами и государством. Демократия не работает, когда государство приказывает полицейским с дубинками разгонять демонстрации граждан (об этом Паркер сотоварищи говорить не стесняется). Но демократия не работает и тогда, когда граждане начинают стрелять в представителей государства. Конечно, «безумцев» в стране хватает, о чем нам неустанно напоминает статистика массовых убийств. Но «безумцы» обычно ищут мишени в иных местах: в колледжах, университетах, церквах, офисных зданиях. А застрелить депутата на работе — это уже нечто иное. Деяние «безумца»? Знаете, не надо! Это политическое убийство. И произошло оно в Соединенных Штатах Америки.
Когда в России происходит уголовщина с насилием, в том числе и по политическим мотивам, американские СМИ очень легко и быстро находят виноватых. Коллега Паркер по Washington Post Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer), например, во всех убийствах, совершаемых на земном шаре, всегда обвиняет премьер-министра Владимира Путина. Есть и более умные люди, которые говорят об «атмосфере насилия», якобы созданной российским руководством. Может, и так. Но тогда напрашивается следующий вопрос: кто несет ответственность за «атмосферу насилия», из которой родились массовые убийства в школе Колумбайн и в Виргинском политехе? Клинтон? Или Буш-младший? Кто отвечает за вечно нарастающую воинственность политических дебатов в США (взять хотя бы лозунг «не отступай, а перезаряжай!»)? Обама? Республиканцы в Конгрессе? Ведущие консервативных ток-шоу? Чокнутые радикальные либералы? Сара Пейлин, бывшая полугубернатор Аляски (или кем она там была, мэром Василлы?)? Или кто? А может, «безумец» Джаред Ли Лафнер (Jared Lee Loughner)?
Чем раньше мы всей страной ответим на этот вопрос, тем лучше. Это разумнее, чем ругать Андрея Ситова.
Аплодирую господину Ситову за «неудобный» вопрос и желаю продолжать в том же духе (если, конечно, Белый дом не лишит его аккредитации). Недостатка в вопросах, ставящих под сомнение американские «ценности», нет: Гуантанамо, Абу-Грейб, тайные тюрьмы ЦРУ, внесудебные убийства граждан США — вот лишь несколько «соблазнительных» тем. К сожалению, Роберта Гиббса, приятеля Андрея Ситова, скоро с нами не будет. Но будут другие «неприятные, оскорбительные и просто смешные, но все же заставившие задуматься». Кэтлин Паркер тоже можно считать одной из них.