ВЕЛЛИНГТОН - Если остановить на улице среднестатистического русского и спросить его про команду страны по регби-юнион (регби-15), на вас скорее всего уставятся непонимающим взглядом.
Но те, кто имеет отношение к игре в России, празднуют тот факт, что "Медведи" квалифицировались на свой первый Чемпионат мира по регби, финишировав вторыми в Кубке европейских наций в прошлом году.
Россия будет участвовать в образцовом шоу в Новом Зеландии, которое начнется в сентябре. Одержать победу над самыми сильными противниками из группы С - Австралией, Ирландией и Италией - возможно, это будет из области фантазий. Но человек, который был неотъемлемой частью их успеха к данному моменту, Стив Даймонд (Steve Diamond), уверен, что если команда будет играть во всю силу своего потенциала, она вполне может одолеть пятого участника группы - Соединенные Штаты.
"Все будет зависеть от выступления", - заявил Даймонд, англичанин, который с 2008 года является российским директором элитного регби и тренером-консультантом. "Ни одна страна не выходила на Чемпионат мира и не выигрывала игр в своем первом выступлении, а у нас тут Австралия, Ирландия, Италия и США".
"Одна из четырех наших целей - реализовывать попытки в каждой игре. Для кого-то это кажется слишком простым, но если мы сможем это сделать, мы конечно не будем говорить, что планируем выбить Америку, но в любом случае наша основная цель - это они".
"Если мы будем в такой же форме как они, и у нас игра пойдет хорошо, а у них не очень, тогда я думаю, мы можем справиться с задачей и получить результат".
Регби может и не фигурирует в повседневной жизни большинства россиян, но то, что они квалифицировались на Чемпионат мира, подстегнуло интерес у фанатов регби по всему миру, заявил тренер линии трехчетветных "Медведей" Генри Пол (Henry Paul), бывший представитель лиги регби Новой Зеландии и английской команды по регби-юнион.
"Как у новозеландца, и долгое время игравшего в Англии, многие спрашивают меня и хотят знать, как там дела у России", - говорил Пол. "Они очень, очень воодушевлены русскими, потому что это просто как закрытая книга, и страна тоже долгое время была блокирована". "Людей очень интересует, как они играют, соревнования лиги, кто лучший игрок, и т.п.", - рассказывает он.
Россия находится на 18 строчке в рейтинге Международного совета по регби (International Rugby Board - IRB), и по мнению всемирного руководящего органа игры, принадлежит к числу стран второго дивизиона по регби.
Но у нее есть амбиции и желание изменить эту ситуацию, стать более конкурентоспособной, и бросить вызов стоящим на более высокой ступеньке рейтинга Соединенным Штатам, хотя те тоже относятся ко второму дивизиону. Россия также планирует играть на равных с Грузией и Японией, которая разгромила Россию 75-3 в матче в ноябре прошлого года.
Помогает то, что игроки, участвующие в отечественном чемпионате, все - работающие на полную ставку профессионалы, несмотря на то, что сама лига - более низкого стандарта, чем соревнования высокого ранга в Европе, как например Aviva Premiership в Англии или Top 14 во Франции.
"Если быть честным, то это немного напоминает любительские дни, до того, как он стал профессиональным 15 лет назад", - сказал Даймонд о российском стандарте регби.
Игру в России также поддерживает состоятельный благотворитель, Вячеслав Копьев, который также является президентом Союза регбистов России.
Копьев заплатил за двухнедельный тренировочный лагерь для национальной команды в Новой Зеландии. Копьев также является владельцем телевизионной сети в России, что гарантирует, что матчи по регби получают эфир в прайм-тайм.
"У нас добросовестный владелец и президент, который является успешным бизнесменом, - говорит Даймонд, - он не разбрасывается деньгами, но мы приходим к нему с предложением, как мы планируем использовать бюджет в ближайшие 12 месяцев, и он говорит "нет" на некоторые вещи, но обычно соглашается с тем, что мы предлагаем".
Но как и с любым развивающимся спортом, финансирование со стороны управляющего органа игры является решающим.
"Очень помогает финансирование со стороны Международного совета по регби (IRB). Но мы страна с результатами, а хотим стать страной с высокими результатами", - говорит Даймонд. Чем более высокого стандарта страна, тем больше денег она получает от IRB.
"Мы получаем наверное около пятисот тысяч фунтов стерлингов от IRB сейчас, но если станем страной с высокими показателями, как Америка, Канада или Япония, сможем получать, возможно, миллиона два (фунтов), а это огромная сумма денег для команды такого стандарта".
До настоящего времени Даймонд и инструктор по физподготовке Найджел Эшли-Джонс, австралиец, работали лично с российской командой лишь 20 недель в год - обычно неделю или около того во время тренировки, во время соревнований, и в тренировочном лагере, как это было например в Новой Зеландии.
Остальное время игроки работают по программам, подготовленным для них под руководством главного тренера россиян Николая Неруша и других членов российского руководства.
Даймонд в ближайшее время сократит степень своего участия в работе с командой, так как с февраля приступает к новой работе в качестве исполнительного директора по спорту в английском клубе по регби-юнион Sale Sharks. Но он по-прежнему будет в какой-то степени заниматься "Медведями" в преддверии Кубка европейских наций и Кубка Черчилля, ну и Чемпионата мира.
Пол, который присоединился к команде в июне, планирует глубже погрузиться в регбийную жизнь страны, работая с тренерами и игроками, а за последние шесть месяцев он провел с российской командой всего семь недель, и еще пару недель работал с клубами в Москве и Сибири.
"Определенно этого времени недостаточно, но его используешь как можно больше", - говорит Пол.
"Им точно нужны люди на месте, которые были бы с ними всегда, а не просто приезжали раз в несколько месяцев", - говорит Пол.
"Работать с ведущими командами здорово, но у них свои собственные клубные кодексы и свой собственный менеджмент, и достаточно трудно туда вторгаться и проводить тренировочные сессии, не рискуя разочаровать их в чем-то, что они привыкли делать или чему их учили", - отмечает он. "А с командами на более низких позициях рейтинга все великолепно, потому что ты работаешь с ними буквально с чистого листа", - добавляет Пол.
Разрушать барьеры и заставлять игроков проявлять себя по максимуму было еще одним делом, которое троице пришлось усиленно выполнять.
Неудивительно, что игроки были сдержанными, учитывая историю и культуру России, и до этого, Советского Cоюза.
"Им приходилось быть очень внимательными к тому, что они говорят, потому что ты не знал, кто это будет слушать", - говорит Пол, медленно овладевающий русским языком.
"Это другая культура, и порой очень сложная работа, из-за языкового барьера, и из-за того факта, что они очень уж сдержанные как люди. Приходится преодолевать барьеры максимально быстро и показывать, что тебе можно доверять".
"Стив был с командой два года, и он все еще продолжает узнавать что-то новое об их предпосылках, узнавать подробности их подноготной, всякие личные истории в команде, - говорит Пол, - надеюсь, что нацеливаясь на Чемпионат мира, мы все-таки добьемся от некоторых из парней, чтобы они немножко вылезли из своей раковины".