Американская разведка считает, что технологии, лежащие в основе нового китайского самолета-невидимки J-20, пришли из России. Пока особых протестов из Москвы не слышно. Это может свидетельствовать о том, что компания «МиГ» продала кое-какие технологии китайцам, скрыв сей факт от прессы. На сегодня в мире построено и испытано в полете четыре истребителя с технологией «стелс» (американские F-22 и F-35, российские Т-50 и 1.42). Отмечается, что J-20 больше всего похож на 1.42. Это проект МиГ, который был закрыт в 1997 году. Особенно похожа на 1.42 задняя часть китайского самолета. Компания «МиГ» на протяжении десяти с лишним лет сталкивалась с финансовыми проблемами, и со временем российское правительство выкупило ее, включив в состав новой российской авиационной корпорации. Но до этого у некоторых руководителей компании был большой соблазн: передать китайцам планы создания 1.42 в обмен на кругленькую сумму в швейцарском банке либо просто заключить вполне законную сделку с согласия правительства.
J-20 совершил свой первый полет 11 января. Произошло это спустя две недели после того, как кто-то заметил, что самолет проходит рулежные испытания на заводской взлетно-посадочной полосе в центральной части Китая. Существует два прототипа J-20: один с российскими двигателями АЛ-31, и второй с китайскими WS-10A (копия АЛ-31). Китай очень скупо делится информацией, и, очевидно, ему пришлось смириться с тем, что летные испытания «невидимки» скрыть просто не удастся. Основой для J-20 стали последние разработки боевых самолетов (в частности, J-11). Самолету J-20 предстоит еще долгий путь проектирования и строительства, и скорее всего, до стадии технологической подготовки производства он изменит и размеры, и форму. Поэтому вполне можно предположить, что J-20 это всего лишь опытный образец на этапе разработки. Китайцы знают, насколько сложны самолеты F-22 и F-35, и какое огромное количество технологий требуется для создания настоящего самолета пятого поколения. Но Пекин уже продемонстрировал готовность потратить десятилетия на совершенствование своих возможностей по проектированию и строительству передовых систем вооружений.
Хотя форма J-20 создает определенное впечатление малозаметности (невидимости для радаров), электронная невидимость обеспечивается в основном за счет специальных материалов, используемых в самолетном покрытии. Неизвестно, насколько далеко китайцы продвинулись в создании или в краже таких материалов. То же самое и с двигателями. Те двигатели, которые используются сегодня, достаточны для проведения предварительных летных испытаний, однако они неспособны обеспечить крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях (высокая скорость полета с гораздо меньшим, чем обычно, расходом топлива). А это крайне важно для J-20, поскольку Китай будет использовать такие самолеты поодиночке или в составе небольших групп, чтобы находить американские авианосцы и наносить по ним удары. Два года назад Китай объявил, что разрабатывает двигатель WS-15, который обладает гораздо большей мощностью и подходит для J-20. Но пока никто не называет точную дату начала производства WS-15.
Для достижения превосходства над другими самолетами истребителю J-20 нужна электроника (включая РЛС и оборонительные системы), не уступающая F-35 и F-22. Но пока китайцы не смогли создать те технологии, которые используются в американских истребителях. Однако дистанция в этой гонке сокращается, причем быстрее, чем во времена холодной войны, когда русские создавали или воровали военные технологии, пробивая дорогу к военно-техническому паритету с Западом. Работа по созданию J-20 началась в конце 1990-х, и тогда китайцы знали, что на создание истребителя-бомбардировщика с технологией «стелс» (конкурентоспособного) у них может уйти 25 лет, а то и больше.
J-20, имеющий сдвоенный двигатель, выглядит как 36-40-тонный самолет, который длиннее, чем F-35 или F-22 (24 м). F-35A весит 31 тонну и имеет один двигатель, а F-22 при своем весе в 38 тонн немного больше. Самолет проекта 1.42 имел вес 42 тонны, составляя в длину 19 метров, в то время как длина 37-тонного Т-50 19,8 метра. J-20 выглядит как истребитель-бомбардировщик, и самолет такого типа больше всего пригоден для борьбы с кораблями ВМС США, а также с ключевыми целями на тайваньской и японской территории. Похоже, что у этой машины больше пространства для размещения оружия внутри, чем у J-22, и поэтому он может нести большую оружейную нагрузку, в первую очередь, противокорабельные ракеты. Многое говорит о том, что Китай планирует подготовить J-20 к принятию на вооружение к концу десятилетия. И здесь ключевую роль будет играть то, сможет он или нет создать или украсть к этому времени необходимые технологии.
Разработка российского истребителя пятого поколения была остановлена, когда в 1991 году распался Советский Союз. По сути дела, в 90-е годы там застопорились все работы по конструированию новых истребителей, причем на всех предприятиях. Однако работы по созданию самолетов F-22, F-35, Eurofighter и Rafale продолжались, и данные машины, примерно в перечисленном порядке, стали на сегодня самыми современными истребителями. В 1990-е годы проект 1.42 возобновили, но спустя несколько лет из-за нехватки финансов МиГ прекратил эти работы. А конструкторы компании «Сухой» не прекращали разработку своего Т-50, получая финансирование за счет активных продаж машин Су-27 и Су-30. Но это пятое поколение самолетов может стать и последним поколением, когда им на смену придут беспилотные боевые летательные аппараты второго поколения (если беспилотники Predator и им подобные считать первым поколением).