Во время мероприятий, посвященных 13 января, наши власти и представители Церкви приравняли взаимоотношения между литовцами к действиям ОМОНа и «Альфы». Большей услуги Кремль даже сам себе не мог бы оказать.
20 лет назад на Литву напали отряды ОМОНа и «Альфы», а сейчас народ безжалостно убивают свои же, так на конференции в парламенте, посвященной Дню защитников свободы сказал митрополит Сигитас Тамкявичюс.
«Кто-то получает миллионы, а Литву тихо, но безжалостно убивают не руками ОМОНа, «Альфа» или других врагов родины, а руками своих же», - заявил он.
То, что такое жесткое сравнение было придумано из благородных побуждений – с целью осудить тех, кто спаивает народ и использует алкоголь как орудие убийства – вряд ли утешает. Точно не стоило даже такую серьезную проблему, как стремления торговцев алкоголем, ставить в один ряд с тотальным злом – преступным режимом и его машиной насилия. Архиепископ перестарался.
«Сегодня мы ищем и хотим осудить лица, которые 50 или 20 лет служили оккупантам и совершали преступления против своих соотечественников, однако не видим тех, кто в сегодняшней Литве роет ямы и сколачивает гробы», - продолжал ту же мысль Тамкявичюс.
И снова – ни морально, ни политически, ни юридически необъяснимое и неоправданное сравнение. Преступления, совершенные оккупантами и их пособниками, Тамкявичюс, исходя из цитаты, не отличает от достойного осуждения поведения и образа жизни «плохих» литовцев, не прислушивающихся к проповедям ксендзов и консерваторов.
Настоящий подарок российской пропаганде – тут и прибавить нечего. «Вы сами роете себе яму и сколачиваете гроб, сами себя и наказывайте, вместо того, чтобы искать тех, кто скрывается в России», - может сейчас говорить кремлевский рупор, цитируя высказывания Тамкявичюса.
И это далеко не все «подарки» нашей Церкви по случаю Дня защитников свободы. Может, и нормально, что литовских и российских духовников объединяет пропаганда семьи. Но открытая враждебность по отношению к западным ценностям – правам человека и индивидуализму – накануне 13 января выглядели странно.
На конференции, которую на минувшей неделе организовали священники, участвовал и представитель Московского патриарха. В ходе конференции к кресту «прибили» западные государства. Тамкявичюсу, который критиковал «гнилой Запад» не понравилось то, что западные общества склонны отдавать приоритет правам человека. А на чем еще, если не на правах человека основывается западная либеральная демократия?
Ведь именно ради нее, а не для того, чтобы выслушивать проповеди священников о «гнилом Западе», мы завоевали свободу. Пропаганду о «гнилом Западе» мы могли вдоволь слушать в советское время. Сейчас благодаря усилиям священников, которые вжились в политиканство, выходит макабрическое «дежа вю». Да еще и в контексте Дня защитников свободы...
Вообще, перед тем как критиковать принципы прав человека, наши политиканствующие иерархи Церкви, если их очень волнуют теоретические основы политической мысли, могли бы учесть и свое социальное учение.
В социальных энцикликах пап Леона XIII и Иоанна Павла II речь идет и об основных правах, о кантовском человеческом достоинстве, на котором строятся современные права человека.
В энциклике Rerum novarum подчеркивают принципы – святость частной собственности, первенство основных прав и потребность в самосохранении – они перекликаются с политическими теориями Томаса Гоббса и Джона Лока. Они в свою очередь стояли у истоков принципов прав человека.
В энциклике Centesimus annus смягчается принцип частной собственности (его больше не называют «священным»), однако приближаются к современному пояснению прав человека. Папа Иоанн Павел II в этой энциклике говорит о человеческом достоинстве как о безоговорочно признанном свойстве «автономного самоопределения субъекта». Это основа прав человека, которую выводят из философии Эммануила Канта.
Итак, выпады председателя Литовской конференции епископов против политического примата прав человека противоречит не только всей архитектонике либеральной демократии, но и определенным особенностям современного социального учения Церкви.
Эти особенности можно и не одобрять – но, тогда архиепископ Тамкявичюс должен ясно сказать, что он не одобряет осовремененные перемены, обусловленные Саюдисом и II Ватиканским собором.
К сожалению, 13 января наши политические и духовные лидеры ругали не только западные права человека, но и принцип свободы слова и мысли.
Спикер парламента Ирена Дегутене сказала, что в актуальных событиях последнего времени видит много сходства с событиями 1991 года – их ей почему-то напомнили стремления профсоюзов провести митинг у парламента.
Как это ни странно, законные профсоюзы страны-члена ЕС напоминают нашему спикеру сторонников «Единства», которые в января 1991 года после роста цен рвались в здание Верховного Совета.
«Идентичное или похожее созвучие – сейчас профсоюзы недовольны тем, что делает правительство, но хотят собраться у парламента. (...) Когда видишь много соответствий с 1991 годом, естественно, что возникает много вопросов, на которые нет ответа», - заявила Дегутене.
Да, после такого заявления на самом деле может возникнуть очень много вопросов. Что за процессы протекают в головах некоторых иерархов Церкви и лидеров консерваторов, склонных к морализаторству? Как можно было так запросто сравнивать часть общества, которая вызывает возмущение у епископа, с убийцами-«омоновцами», а тех, кто вызывает гнев у спикера – с политическими подонками советского «Единства»?
К счастью, по крайней мере премьер-министр Андрюс Кубилюс 13 января не наделал сраму и произнес мудрую речь. «Мы завоевали право и свободу на политическую поляризацию, свободу языка, свободу слова, иногда и ехидного и критичного. (...) В споре рождается истина, свободу на спор мы и завоевали», - сказал он в эфире Žinių radijas.
Духовного единства, о нехватке которого в последнее время часто и горько плачут представители правящих, могло бы быть и больше, если бы правящие думали и говорили, как на этот раз сказал премьер-министр.