Некогда политики и главы компаний приезжали в Давос с чистой совестью: утром они молились за свободный рынок и дерегуляцию, во второй половине дня шли покататься на лыжах, а вечером на деньги банков и корпораций развлекались на шумных вечеринках.
Когда разразился кризис, вызванный ортодоксальностью идей свободного рынка и чрезмерным слиянием политики с бизнесом, Давос плавно перешел от некритического преклонения перед существующим порядком к алармистскому поиску угроз. В этом году самой навязчивой идеей, кажется, является «синдром глобального выгорания»: мир, как говорит инициатор Всемирного экономического форума, «слишком слаб, чтобы справиться со списком угроз, подстерегающих компании и правительства». Поэтому ему нужен Давос.
Проблема в том, что сам форум в Давосе не понимает постризисного мира. Смысл этих съездов опирался на затертую мантру о том, что глобальные проблемы требуют глобальных решений. Однако насколько корпорации еще способны действовать на таком уровне, то правительства этого не умеют. «Большая двадцатка» оказалась в тупике, так как два важнейших глобальных игрока не в состоянии договориться, о чем свидетельствует хотя бы протокол расхождений после визита председателя КНР в Белом доме. Вторая проблема Давоса заключается в философии этих встреч: поскольку их цель – найти решения (что бы это ни значило), никто не задумывается над проблемами, для которых не существует готовых рецептов. Размышление над ними могло бы привести к выводу, что Давосский форум не имеет смысла, а этого организаторам хотелось бы избежать.
Чтобы сгладить сильное впечатление, что у Запада нет идей, Давос обращается к мудрости Востока. Год назад форум открывал премьер-министр Китая, сейчас это сделает президент России, а в дискуссии на тему энергетической безопасности Бронислава Коморовского будет просвещать диктатор Узбекистана Ислам Каримов. Но помимо этого ничего не изменится: сильные мира сего будут в соответствии с девизом этого года искать «общие нормы для новой реальности», посмотрят на отчет о 37 глобальных угрозах, а потом с чувством выполненного долга отправятся на лыжные склоны. Даже вечерние мероприятия, которые в прошлом году были ввиду кризиса на редкость спокойными, в этот раз вновь могу стать шумными. И это наверняка напоминит собравшимся, ради чего они приезжают в Давос.