Вспоминая о космической гонке времен холодной войны, президент Барак Обама призвал американцев "жертвовать, бороться и отвечать требованиям нового века".
"Это словно момент запуска спутника для нашего поколения", - заявил президент перед переполненной и необычным образом перемешанной аудитории конгресса, где многие республиканцы и демократы сидели вместе - в знак символического согласия внутри двухпартийной системы.
В своем традиционном обращении о положении в стране (State of the Union), направленном на перестройку своего президентства, приданию ему новой формы - формы жесткого лидерства в новую двухпартийную эпоху, г-н Обама стремился добавить прагматичной действительности в по-прежнему серьезно разделенной нации и сформулировать новую американскую мечту.
"Наше лидерство ускользнуло", - заявил он. "Мы должны стать лучше".
Г-н Обама заявил, что в XXI веке угроза американскому господству пришла не от внешней сверхдержавы - у распавшегося Советского Союза нет военного преемника - а изнутри, из-за неспособности к модернизации и инновационному развитию и десятилетий растущего непосильного долга.
"Мир изменился", - заявил г-н Обама, признавая, что Америке не удалось меняться достаточно быстро. "Изменения болезненны. Я вижу это в закрытых окнах некогда гудящих предприятий, а также в свободных площадях магазинов и других заведений на некогда оживленных главных улицах".
Вместо удрученной и разобщенной нации, президент нарисовал яркую картину возрождающейся Америки, где 80% используемой энергии будет "зеленой", где страна будет опутана сетями высокоскоростных железных дорог и не менее высокоскоростного Интернета, и система государственного образования будет выпускать граждан, способных составить конкуренцию державам развивающегося мира, таким как Китай и Индия.
"Мы - нация, которая запустила машины на трассы и компьютеры в офисы; мы нация Эдисона и братьев Райт; страна Google и Facebook", - заявил г-н Обама. "Инновации не просто изменили нашу жизнь. С их помощью мы зарабатываем на жизнь".
Внешняя политика удостоилась лишь скромного упоминания, Обама лишь утвердительно заявил о прогрессе в ходе войны в Афганистане.
Большая часть амбициозных целей президента рассчитаны на десятилетия, но несколько жестких мер вводятся незамедлительно. "Замораживаем наши ежегодные внутренние расходы на ближайшие пять лет, - потребовал президент, - чтобы уменьшить дефицит более чем на 400 миллиардов долларов".
Это амбициозная программа действий, и она быстро протестирует жизнеспособность последних разговоров о сотрудничестве, которыми было пронизано обращение к конгрессу.