Судя по содержанию российских СМИ за последние несколько дней, в Москве визиту президента Китая Ху Цзиньтао в Соединенные Штаты уделяют не слишком много внимания. Это вполне понятно – то, о чем публично заявляли Ху и его американский коллега президент Барак Обама не имело непосредственного значения для России, и тем более не вызывало у нее беспокойства. Это был, так сказать, далекий визит в далекой стране. Однако если внимательно присмотреться к китайско-американской встрече в Вашингтоне, то ее ход поможет понять, как могут в дальнейшем развиваться отношения России и с Китаем, и с Соединенными Штатами.
За пару последних лет отношения между Китаем и США заметно ухудшились. Помимо традиционных раздражающих факторов, таких как валютные вопросы и проблемы торговли, а также вопроса о поставках Америкой оружия Тайваню, свою роль сыграло и беспокойство, которое вызывает в американских разведывательных кругах стремительный прогресс Китая в военной сфере. Недавние громкие ссоры Китая с союзными США соседями – Японией и Южной Кореей – и дерзкие претензии Пекина на суверенитет над значительной частью Южно-Китайского моря дополнительно отравили атмосферу китайско-американского диалога.
Видимо, решив, что ей этого мало, администрация Обамы решила дополнить повестку визита еще одним вопросом – о ситуации с правами человека в Китае. Многие критики администрации считают, что в последние два года этой теме уделялось недостаточно внимания. В результате президенту Ху пришлось выслушать ряд нравоучений, как лично от Обамы, так и от лидеров Конгресса, пытавшихся его убедить, что лишь расширение гражданских свобод в Китае (в сочетании, разумеется, с ревальвацией юаня) может гарантировать стране дальнейшее экономическое развитие.
Оба стороны прекрасно понимают важность экономических связей между Китаем и США, и - даже если не принимать во внимание фирменную сдержанность и вежливость президента Ху - уже одного этого хватило бы, чтобы вашингтонский визит китайского лидера не превратился в уродливую перебранку. Однако в энергоносителях для своего устойчивого экономического роста Китай нуждается не меньше, чем в американском рынке и в американских инвестициях.
Именно в этой области и выходят на передний план отношения между Китаем, крупнейшим в мире потребителем энергии, и Россией, ведущим экспортером нефти. Прошлой осенью Ху и российский президент Дмитрий Медведев совместно открыли 625-мильный нефтепровод из Восточной Сибири в Китай. Хотя по нему поставляется лишь малая часть потребляемой Китаем нефти, он важен в качестве надежного наземного маршрута поставок, так как большая часть нефтяного импорта Китая идет с Ближнего Востока и осуществляется по потенциально уязвимым морским путям. Безусловно, когда президент Ху будет в следующий раз обсуждать с российским руководством потребность Китая в нефти, эта мысль будет приходить ему в голову. Тем более, что он может быть уверен, что его собеседники не будут поднимать вопрос о внутренней политике Китая.
Акцент, который США вновь стали делать на правах человек в своих отношениях с Китаем, открывает перед Россией неожиданные перспективы, и Москве имело бы смысл полностью использовать представившуюся возможность.
На первый взгляд, в отношениях между США и Россией отсутствуют многие из помех, которые затрудняют взаимодействие между Вашингтоном и Пекином. Однако медовый месяц пресловутой «перезагрузки» постепенно заканчивается, и основное место на повестке дня начинают занимать трудные вопросы – такие как продолжение переговоров о контроле над вооружениями или ситуация на постсоветском пространстве. Это означает, что администрация Обамы, вероятно, скоро начнет поднимать вопрос о правах человека в России – как Вашингтон всегда делает, когда ему нечего предложить другой стороне (или когда Белый дом хочет умиротворить внутренних критиков).
Какой могла бы быть реакция Москвы на такое развитие событий? Во-первых, ей следует предложить список конкретных, положительных мер, определяющих «послеперезагрузочную» стадию в российско-американских отношениях. Во-вторых, Москва должна давать отпор каждый раз, когда ей будут предъявляться ложные обвинения в связи с ее внутренней политикой. Для этого президент Медведев мог бы использовать цитату из ответа президента Ху американским критикам: «Китаю и Соединенным Штатам следует уважать выбор друг друга в вопросе пути развития и основополагающие интересы друг друга».
Или же Медведев может попросить своего премьер-министра придумать что-нибудь более резкое.