Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 27 января 2011 года

© sxc.huжурналы
журналы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Теракт в Домодедово – «месть» России за политику на Северном Кавказе; ответственность за взрывы возложили на мелких милицейских чиновников; Медведеву надоели поучения Запада о демократии; чеченский терроризм искоренить нельзя; принцип «мягкой силы» не действует на территориях колониальных держав, коей является Россия. Об этом – в сегодняшнее обзоре мировых СМИ.

«Теракт в России обнажил дискриминацию, которой подвергаются кавказцы». Об этом пишет американское издание Los Angeles Times. Вина за теракт возложена на террористов из кавказского региона, и теперь жизнь для тех, у кого темные волосы и глаза, станет еще тяжелее. Насилие на Кавказе и ответные террористические акты в самой России заставляют людей ожесточиться по отношению к выходцам с Кавказа, а Кремль не выказывает особенного желания бороться с дискриминацией. При этом многие россияне считают выходцев с Кавказа потенциальными террористами или обычными преступниками. Из всех организованных преступных группировок больше всего боятся чеченских. В статье приводится мнение критически настроенных комментаторов, которые утверждают, что политика Кремля усугубила ситуацию на Кавказе и вынудила людей уезжать со своей родины в Москву и прочие города. В Чечне прогремели две войны, теперь бои почти прекратились, но насилие распространилось в другие места. По словам критиков, местные власти, назначенные Москвой с целью удержания региона под контролем, без разбора средств пользуются силой, чтобы оставаться у власти.

Михаил Саакашвили, президент Грузии, заявил изданию The Independent накануне, что теракты, подобные взрыву террориста-смертника в понедельник в московском аэропорту, - это «месть» за политику России на Северном Кавказе, он также сравнил страну с «крокодилом, готовым вас проглотить».

Фред Бертон, вице-президент агентства Stratfor по оперативной информации в  свете теракта в Домодедово, решил обсудить вызовы, стоящие перед специалистами по антитерроризму после теракта. В материале делается акцент на получении достоверной информации о случившемся. Причина, по которой так сложно получить правильную информацию сразу же после теракта, преимущественно следует из того, что изначально сообщается огромное количество информации. Объем информации обычно очень разобщен, раздроблен, запутан. Помимо этого во многих случаях очевидцы очень плохо помнят подробности. Это происходит по множеству причин: они взволнованы драматическими событиями,  без преувеличения слишком близко к эпицентру, их ум не понимает, что на самом деле произошло.

Президент Медведев уволил высокопоставленного сотрудника транспортной милиции за то, что тот не предотвратил взрыв террориста-самоубийцы в самом оживленном аэропорту страны, сообщает газета The Wall Street Journal. Он дал две недели на то, чтобы придумать новые планы предотвращения подобных актов в аэропортах, поездах, вагонах метро и автобусах. Этот поступок Медведева был призван вселить уверенность в представителей деловых кругов мира, что в России можно спокойно заниматься инвестиционной деятельностью, делает предположение журналист Ричард Будро. Автор напоминает, что первые прозвучавшие из Кремля слова о причинах прокола служб безопасности в «Домодедове» вызвали волну путаницы и тыканья пальцами. Сначала Медведев подверг критике администрацию аэропорта за необеспечение безопасности в зале, и тогда администрация пошла на необычный шаг, публично обвинив во всем транспортную милицию. Тогда Медведев возложил вину на транспортную милицию, уволив генерал-майора Андрея Алексеева — командующего по региону, включающего Москву. Вдобавок к этому министр внутренних дел России уволил начальника подразделения транспортной милиции в «Домодедове» и двоих его подчиненных.

Пытаясь успокоить Давос, Медведев заявляет, что взрывы могут произойти где угодно. Газета The Washington Post цитирует главу государства.  «Они рассчитывали на то, что это поставит Россию на колени, - сказал президент о террористах. – Они рассчитывали в том числе на то, что президент России не приедет на этот форум. Они просчитались». Ни одно государство в мире не застраховано от террора, заявил он: «Реальность такова, что террористический акт, подобный тому, что мы только что пережили в России, может произойти в любой точке мира». А также, замечается в материале, дал понять, что его страна устала от поучений на тему демократии.

«Почему Россия не в состоянии искоренить чеченский терроризм» - пытается разобраться журналист Марчелло Фоа из итальянского издания Il Giornale. Автор материала не верит в версию, что в организации теракта прослеживается арабский  или ближневосточный след - почти наверняка покушение совершили выходцы с Кавказа, то есть из Чечни. Тот, кто симпатизирует чеченцам, считает, что они не террористы, а борцы за независимость. Подобную аргументацию президент Медведев и премьер-министр Путин гневно отвергают, естественно, из патриотической гордости, а также из экономических интересов: несмотря на свою бедность и труднодоступность, Чечня занимает важное стратегическое положение в сердце Кавказа. Но самое главное нужно сохранить целостность страны. Если отделится Чечня, то может возникнуть эффект домино, и десятки других автономных республик и краев, из которых состоит Российская Федерация, захотят последовать примеру Чечни. Тогда Россия рискует закончить так же, как закончил Советский Союз. Москва не может позволить себе потерять Чечню, а чеченцы никогда не покорятся господству Москвы. Это бесконечное противостояние напоминает западным людям об ужасе терроризма, особенно если он имеет религиозную или этническую подкладку. Путин за последние десять лет применял меры, гораздо более жесткие, чем те, которые взяли на вооружение американцы, но и они не могут обеспечить безопасность. Никакие репрессии и контроль не могут победить камикадзе и доморощенный терроризм. Только превентивные меры и эффективная работа секретных служб могут служить правильным ответом на опасность, с который нам предстоит сосуществовать.

На сайте эстонского издания Eesti Paevaleht находим статью, в которой делается акцент на то, что будет сложно найти того, кто отдавал приказ совершить теракт: кандидатов несколько. Дело в том, что начиная с августа прошлого года можно отметить острое противостояние в подпольном исламском эмирате Северного Кавказа, претендующем на объединение всех исламских сил на территории России. Среди «конкурентов»: бывший подпольный президент Чечни Доку Умаров и эмир Асламбек Вадалов.

Даниэль Верне в своем материале на французском сайте Slate.fr указывает на то, что Северный Кавказ – это мозаика языков и народов, каждый со своими особенностями, но у них всех одинаковые проблемы: бедность, коррупция, насилие, взлет радикального исламизма. По указке Кремля создан новый Северо-Кавказский федеральный округ, полпред которого призван действовать согласно принципам «мягкой силы» Москвы. Он должен улучшить экономическое и социальное положение во всем регионе. И все его усилия разом разбиваются о коррупцию, хоронящую всякую надежду на развитие, и репрессии, которые ведут к радикализации. Это порочный круг, с которым сталкивается любая колониальная держава, пишет автор.