Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран СНГ и Балтии (27.01)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спикер Госдумы России Борис Грызлов в свое время высказался, что «парламент – это не место для дискуссий!». Хорошо, что руководитель Сейма такие высказывания не использует.

СМИ Украины

…Верховный суд России принял окончательное решение о ликвидации Федеральной национально-культурной автономии украинцев России. "Верховный суд России отклонил нашу жалобу, и решение о ликвидации автономии вступило в законную силу. Наши доводы не были восприняты", - цитирует «24 тэлэканал новын» сопредседателя ФНКА УР Валерий Семененко.

Руководители местных украинских организаций соберутся 5 февраля, чтобы принять решение об обращении в Европейский суд. "Пока мы не исключаем такой возможности. Решение будет приниматься большинством руководителей", - сказал Семененко. При этом он не исключил, что сотрудники посольства убедят их не делать этого, поскольку не хотят, чтобы этот вопрос поднимался в Европе.

…После многонедельной бездеятельности украинских дипломатов, которую премьер-министр Николай Азаров объяснял «невозможностью вмешательства украинской стороны в конфликт вокруг Библиотеки украинской литературы в Москве», поскольку «читальня является собственностью столицы РФ», Министерство иностранных дел Украины, похоже, проснулось, пишет «Украйiна молода». Если раньше здесь пытались обелить шаги российской власти в отношении украинской библиотеки, которые, несмотря на общие заявления, шли вразрез с договоренностями с украинской стороной, то сейчас непонятные обвинения российских правоохранителей и возбуждение уголовного дела по факту распространения в читальне экстремистской литературы, кажется, надоели официальному Киеву.

Директор Департамента информационной политики МИД Олег Волошин откровенно заявил, что «в сфере гуманитарного сотрудничества между Украиной и Россией в последнее время возникает много проблем, в решении которых, по мнению представителей МИД, российская сторона не заинтересована». Таким образом, констатировал Волошин, Москва «играет на руку» врагам конструктивных двусторонних отношений. Украинское внешнеполитическое ведомство еще раз обратилось к российской стороне с просьбой «максимально взвешенно подходить ко всем действиям в отношении организации украинской диаспоры в России». Обговорить еще раз этот вопрос украинские дипломаты надеются на уровне заместителей министров иностранных дел уже завтра во время украинско-российских политических консультаций.

Между тем власти Москвы признали, что события вокруг библиотеки контролируются на самом высоком уровне президентом РФ Дмитрием Медведевым. «Самые высокие руководители всех федеральных органов, имеющих отношение к разбору этой ситуации, держат ее на контроле. Мэр города Сергей Собянин, министр иностранных дел Сергей Лавров, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин лично в курсе дел и будут принимать соответствующие решения. Следственные органы работают в своем режиме и подчиняются президенту России», - сообщила заместитель мэра Москвы по социальной политике Людмила Швецова, таким образом, признав, что и предыдущие обыски в библиотеке были фактически санкционированы главой Российской Федерации. Кроме того, Швецова убеждена, что «все, что здесь происходит, никогда не приведет к тому, чтобы украинская библиотека была закрыта».

СМИ Белоруссии

…Еўрарадыё сообщает, что 1 февраля президент России Дмитрий Медведев встретится с российскими правозащитниками, которые намерены рассказать о ситуации в Белоруссии. Московский правозащитник Сергей Кривенко сообщил "Белсату", что несколько членов Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека побывали в Белоруссии: «Они шокированы тем, что сейчас там происходит». Медведеву предложат выразить поддержку гражданскому обществу Белоруссии. Правозащитники полагают рекомендовать ему присоединиться к идее о запуске московского механизма ОБСЕ для соответствующего расследования по линии ОБСЕ.

…Отвечая на вопрос, означает ли поставка российской нефти в Белоруссию на условиях Москвы фактическую капитуляцию официального Минска перед Москвой,  заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин заявил Радые Свабода: «Здесь не все измеряется только деньгами. Привязали же не суровыми веревками, а шелковой ниткой. Что, разве Россия накладывает некие ограничения на внутриполитические порядки в Белоруссии, если она привязывает? Нет. Белорусское руководство достаточно свободно в своих решениях. И не всегда такое поведение нравятся российскому руководству. Как мы знаем, каких-либо политических условий при достижении этих соглашений не выдвигалось.  Беларусь не может и не готова изменить свою геополитическую ориентацию. Потому что, в отличие от России, которая не ставит жестких условий по изменению порядков в Беларуси, Евросоюз такие жесткие условия ставит».

Экономический обозреватель Татьяна Маненок считает, что от соглашения с Россией Белоруссия, безусловно, теряет деньги. Однако назвать реальную цифру потерь пока невозможно, так как окончательные условия еще уточняются. Многое будет зависеть от того, будет ли давальческая переработка, или придется покупать всю нефть? Это - очень разные условия. К тому же Россия где-то с апреля хочет пересмотреть пошлины на нефть и нефтепродукты. Это также изменит условия. И еще - будет ли Беларусь в этом году покупать венесуэльскую нефть? Таких вопросов много.

А вот уложиться в заявленные 6-7 миллиардов долларов на строительство белорусского АЭС невозможно, - уверен руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико: «Россияне сделали все предварительные расчеты, калькуляцию по строительству своей АЭС в Калининградской области. Поэтому Путин и говорил про шесть миллиардов. Условия там и у нас примерно одинаковы. Но ведь строительство АЭС всегда растет в цене. Во-первых, строители «накрутят» еще миллиарда полтора. Плюс прочие затраты. И потому, если уложатся в 9 миллиардов, то это будет хорошо». А экономист Мечислав Бурак вообще ставит под сомнение кредитование Россией белорусским атомной станции: «Все это – политиканство. Построить атомную станцию в настоящее время в Беларуси для России невозможно. У России нет ресурсов, чтобы построить АЭС у себя, а не то, чтобы ещё кому-то. Ведь ресурсы - это не только финансы. Это всё - очередная говорильня».

СМИ Латвии

…Спикер Госдумы России Борис Грызлов в свое время высказался, что «парламент – это не место для дискуссий!». Хорошо, что руководитель Сейма такие высказывания не использует. Скорее, наоборот – латвийские политики поняли, что дискуссии о внешней политике жизненно необходимы для легитимности и единства внешней политики Латвии, пишет «Латвияс авизе».

Возможным приобретением от дебатов будет содействие реализации единой внешней политики. В стратегии работы МИДа на 2007-2009 годы можно прочесть, что МИД в сотрудничестве с Сеймом и президентом «реализует единую внешнюю политику». МИД как ведущее государственное учреждение во внешнеполитической сфере должен координировать работу других вовлеченных министерств в связях с зарубежными странами. Хотя не было никаких серьезных эксцессов, однако в последнее время с упомянутым не совсем везло.

Одной из выскочек сразу же после последних выборов в самоуправления была Рижская дума под руководством Нила Ушакова, которая пыталась передвинуть не только городские, но и внешнеполитические векторы в направлении Москвы. В условиях глобализации все города играют более значимую роль в отношениях между государствами. Точнее, они просто могут игнорировать приоритеты официальной внешней политики государства. Мэрия Москвы, в особенности во время правления Юрия Лужкова, реализовала не только межгородские экономические и культурные связи, но и выполняла определенные задачи внешней политики России (например, в российской политике в отношении соотечественников).

Еще одним из тех, кто бросает вызов внешней политике, является Канцелярия президента, которая, несмотря на ограниченную мощность, к организации визита Валдиса Затлерса в Россию сравнительно мало привлекала МИД. Не следует ли взять Канцелярии президента определенную часть ответственности за недостаточную подготовленность некоторых министров к переговорам в  Москве, о чем высказался и сам президент? Если визит нужно организовывать в спешке и под завесой секретности, то большее число участников может помочь поддержанию качества.

Министерство экономики, несомненно, лучше знает специфические вопросы межгосударственного сотрудничества. Однако нужно быть бдительными, когда в центре внимания возглавляемой министром экономики Латвийско-российской межправительственной комиссии оказываются гуманитарные вопросы. В таком случае их нужно согласовывать с МИДом, у которого в этой отрасли больше опыта. Как известно, Россия гуманитарную сферу - образовательные и культурные связи – определила как инструмент внешней политики для умножения своего политического влияния.

Децентрализация внешней политики в отношениях со станами-партнерами из ЕС и НАТО особых опасений не вызывает. Иначе обстоит с Россией, планы которой в отношении стран бывшего СССР не изменились. Дебаты в Сейме в этом смысле могут помочь точнее сформулировать наши интересы и «красные линии» в отношениях с соседней страной, что, в свою очередь послужит шагом к более единой и пользующейся поддержкой общества внешней политике.

СМИ Азербайджана


…В турецкой англоязычной газете «Todays Zaman» опубликована статья журналистки Аманды Паул под заголовком «Нагорный Карабах: опаснее, чем прежде» , пишет газета «Халг газети». Подробно информируя о Нагорно-Карабахском конфликте, автор отмечает, что данная проблема является самой большой угрозой безопасности на Южном Кавказе. Заявляя, что Нагорный Карабах - это исконная азербайджанская земля, автор сообщает, что этот регион Азербайджана и прилегающие к нему семь районов оккупированы Арменией.  Отмечая, что проводимые при посредничестве Минской группы ОБСЕ мирные переговоры продолжаются почти 20 лет, автор особо подчеркивает, что из-за неконструктивной позиции Армении переговоры до сих пор не принесли никакого результата.

В статье говорится, что Армения живет иллюзиями. Автор пишет, что эта страна воодушевлена результатами последнего референдума, приведшего к независимости Южного Судана. Журналистка пишет: «Этот пример и пример Косово придали армянам смелость, чтобы впасть в иллюзии. Однако они забывают, что развивающийся день ото дня Азербайджан - это не Судан. Помимо того, что эти конфликты различны, за тобой должно стоять и мировое сообщество. Сегодня Азербайджан как в энергетической сфере, так и в борьбе с терроризмом считается наиболее важным партнером Запада. Поэтому согласие мировых держав на независимость Нагорного Карабаха не соответствовало бы никакой нормальной логике».

…25 января в Грузии начал вещание новый, русскоязычный телевизионый канал.  Цель телеканала, который называется ПИК – Первый информационный кавказский, "положить конец гегемонии Москвы в русскоязычных СМИ", пишет газета «Азадлыг». Этот шаг можно рассматривать как попытку противостоять антигрузинской пропаганде в российском телевизионном пространстве.  Канал ПИК начал вещание в 18 часов по бакинскому времени. ПИК будет осуществлять вещание со спутника HotBird на Северный и Южный Кавказ, Беларусь, Россию, Восточную Европу, а также Турцию и Иран.

Директор канала Роберт Парсонс ранее работал московским корреспондентом ВВС и руководителем грузинской службы Радио Свобода. Он уверен, что есть необходимость в таком телеканале, как ПИК, потому что новости на русском языке о происходящем на Северном и Южном Кавказе передаются только в угодной для Кремля форме: «В целом в российских СМИ, особенно на телеканалах, подается негативная информация о Грузии. Мы хотим поменять это положение, потому что оно вредит имиджу Грузии. Мы не нацелены на русских, или на правительство России. Мы ни с кем не собираемся воевать. Наша цель – удовлетворить потребности тех, кто говорит по-русски и хочет получать объективную информацию».

СМИ Грузии


…Турция вновь подняла тему об общей платформе безопасности Кавказа. Выступая на совместной пресс-конференции вместе с председателем ПАСЕ Мевлутом Чавушоглу, президент Турции Абдулла Гюль заявил: «Моим желанием является создание на Кавказе с участием Турции, Азербайджана, Армении, Грузии и, безусловно, России, платформы, опирающейся на безопасность и сотрудничество. В этом направлении ведутся работы». Впервые Турция с подобной инициативой официально выступила сразу после августовской войны 2008 года, «Резонанси».

Ректор Дипломатической академии Сосо Цинцадзе в этой инициативе видит желание Турции, поднять собственный политический вес и влияние в регионе. По его словам, совершенно ясно, что на данном этапе, учитывая военные и демографические данные перечисленных стран, никак не возможно создать в регионе по-настоящему полноправное партнерство. Разумеется, никто не будет против самой идеи, но при наличии нынешних нескольких конфликтов в регионе, идея выглядит иллюзией. Сегодня невозможно представить в одном объединении «за мир и стабильность» двух таких «равноправных и бесконфликтных» членов, как Тбилиси и Москва. Это в то время, когда у России оккупировано 20% территории соседней Грузии. Или такое же сосуществование Армении и Азербайджана, когда у последнего около миллиона беженцев, выгнанных из родных краев. Да и попытки самой Турции наладить отношения с Арменией не увенчались успехом и Цюрихский протокол переложили в дальний ящик. Цинцадзе уверен, что в регионе невозможно будет решить проблемы, «если цивилизованные страны мира, в первую очередь Европа и США, одним из главных приоритетов не признают урегулирование этих конфликтов».

Эксперт Демур Гиорхелидзе также говорит о желании Турции увеличить собственную роль в регионе. По его словам, Турция в последний период более или менее наладила отношения с Ираном, у нее тесные связи с Россией. Она пытается стать хотя бы одним из главных игроков в регионе, так как понимает, что самым главным не позволят стать. «Она предпочитает политические игры продолжать с историческими игроками, чем делиться влиянием с новыми игроками, такими, как ЕС и США», - отметил Гиорхелидзе. По его мнению, для России предложение Турции не будет неприемлемым, так как они в последнее время неплохо сотрудничают, однако сомнительно, чтобы Европа и США согласились на то, что рычаги такого большого политического инструмента окажутся в руках Турции и России.

Президент Центра исследований по европейской интеграции Василий Чкоидзе считает, что Турция может продолжить попытки увеличить свое влияние в регионе. По его словам, если Турции удастся урегулировать историческую проблему с Арменией, это полностью изменит картину рычагов влияния России на Армению и Азербайджан. Поэтому Россия официально не будет выступать против этой инициативы Турции, однако тайно всячески будет препятствовать сближению Турции и Армении и Азербайджана и Армении. Как говорит эксперт, главная задача России – сохранить военное присутствие на Южном Кавказе, а урегулирование конфликтов в этом регионе никак не входит в ее интересы. «Для Грузии инициатива Турции приемлема, если она уменьшит влияние России на Южном Кавказе и параллельно будет происходить более активное включение США и ЕС в урегулирование конфликтов», - добавил он.