Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военные игры с Россией.: как сейчас видят такую войну военные стратеги

© коллаж ИноСМИРоссия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Россия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Для Польши лучше знать правду и не иметь войны, чем знать правду и иметь войну», - эта фраза, произнесенная Дональдом Туском в Сейме, вызвала настоящую бурю. Не имело большого значения, что минутой позже премьер-министр уточнил, что он предостерегал от развязывания холодной войны с Россией. «Не пугайте нас войной. Никакие войны нам не угрожают. Россия – это сейчас ослабевающее государство», - парировал Ярослав Качиньский.

«Для Польши лучше знать правду и не иметь войны, чем знать правду и иметь войну», - эта фраза, произнесенная Дональдом Туском в Сейме, вызвала настоящую бурю. Не имело большого значения, что минутой позже премьер-министр уточнил, что он предостерегал от развязывания холодной войны с Россией. «Не пугайте нас войной. Никакие войны нам не угрожают. Россия – это сейчас ослабевающее государство», - парировал Ярослав Качиньский. А поскольку в то же самое время между Польшей и Россией усиливался конфликт вокруг транзитного соглашения, эффектом которого стали гигантские пробки фур на границе, СМИ и интернет-форумы сразу же наполнились военными сравнениями.

Следует сразу подчеркнуть, что все эти формулировки годятся только на вырост, даже если на трибуне Сейма их используют премьер-министр и бывший глава правительства. Ведь невозможно забыть, что Польша – член НАТО, а пятая статья Вашингтонского договора гласит, что нападение на любого члена Альянса трактуется как нападение на всех. Иными словами, любого рода нападение России на Польшу было бы равнозначно нападению на США, Германию, Францию, Великобританию и остальные 23 государства. С момента возникновения НАТО в 1949 году никто на это не решался. К пятой статье обращались лишь однажды в истории: после того, как два боинга разбились о башни World Trade Center в 2001 году. Но даже тогда это обращение было символическим жестом солидарности, а не реакцией военного характера. А помимо этого никто не отчаивался с открытым забралом нападать на члена НАТО.
 
Однако это не означает, что у Польши есть вечные гарантии безопасности, и что мы можем считать, будто раскрытый над нами зонт НАТО оградит нас от геополитических завихрений. Сам альянс увяз в Афганистане и, судя по всему, у него нет идей относительно собственного будущего. Он вовсе не обязательно останется таким же эффективным институтом, каким был в 20-м веке, тем более что его важнейший член – Соединенные Штаты, кажется, все меньше интересуются Европой. Военное сотрудничество с другими европейскими странами также необязательно будет противоядием от польских проблем по обеспечению собственной безопасности. В первую очередь потому, что подавляющее большинство крупных стран Старого континента (может быть, за исключением Великобритании и Турции) кажутся не слишком заинтересованными военной тематикой, а уменьшение их расходов на армию только усиливает эти предположения. На это накладывается еще и геополитическое положение Польши, которое, как учат уроки истории из начальной школы, очень редко оказывалось нашей выгодной стороной, а очень часто – нашим проклятием. «Никогда в своей истории поляки не могли сказать, что они находятся в безопасности. Сейчас, правда, война вам не грозит, но ситуации бывают динамичными. Ведь еще в 1931 году Германия была вашим союзником. Да и Россия не так слаба, как это повсеместно считается», - объяснял на страницах нашей газеты американский политолог Джордж Фридман (George Friedman) - глава аналитического центра Stratfor.
 
Фридман часто и открыто говорит о том, что история не завершилась, и что нельзя считать, будто НАТО – это панацея от милитаристских притязаний государств, не входящих в Альянс.

В своей книге «Следующие 100 лет: прогноз событий 21-го века» он даже представил сценарий Третьей мировой войны, которая может разразиться в 40-е годы нынешнего столетия. Однако ранее (где-то между 2020 и 2030 годом) произойдет столкновение России с ее соседями в Центральной Европе. Все начнется с попыток нейтрализации трех прибалтийских государств. Для России, как пишет Фридман, Литва, Латвия и Эстония, в качестве членов НАТО неприемлемы. Прежде всего, потому, что из-за их расположения войска альянса находятся всего в 150 километрах от Санкт-Петербурга. Так что в районе 2015 года Кремль начнет оказывать на эти государства давление. Это, в свою очередь, вызовет опасения в Польше, которая придет этим странам на помощь. В итоге это приведет к конфронтации России с блоком центральноевропейских государств (в который помимо Польши и стран Балтии войдут Чехия, Венгрия и Румыния, объединенные общими интересами), имеющим поддержку США. Эта конфронтация, как пишет Фридман, не будет иметь характера классического военного конфликта, а будет напоминать, скорее, холодную войну. Но Россия проиграет это соперничество, и после 2020 года ее мощь окончательно надломится, а государство распадется на несколько частей. Польша использует эту слабость и двинется на восток, чтобы, уже в полной мере с использованием военного арсенала, увеличить свою территорию и обезопасить восточную границу.
 
Вот что пишет Фридман. Как же могло бы выглядеть столкновение Польши и России? «Это наверняка не имело бы ничего общего с тем, что мы знаем по фильмам о Второй мировой войне. Ведь современные войны ведутся не за территории, а за власть. А в таких конфликтах стратегия действий совершенно иная», - объясняет генерал Болеслав Бальцерович (Bolesław Balcerowicz) – преподаватель Академии национальной обороны. Государство, вступающее на путь войны с другим государством, заранее знает, что не будет его оккупировать. Пример? Далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить нападение США на Ирак или России на Грузию. В обоих случаях армия была нужна только для того, чтобы реализовать указания политиков. «Война – есть продолжение политики иными средствами» - знаменитая цитата из магнум опус одного из самых выдающихся военных стратегов Карла фон Клаузевица (Carl von Clausewitz) «О войне» стала в 21-ом веке актуальна как никогда.

Даже если бы дошло до польско-российской войны, и Россия одержала бы в ней победу, то она практически наверняка не решилась бы на оккупацию нашей страны. Ведь еще фон Клаузевиц писал, что одним из ключевых элементов, необходимых для победы, является подчинение себе гражданского населения. Насколько это сложно, убедились американцы в Ираке, а также и россияне во время предыдущих попыток подчинить себе нашу страну. «Стоит, скорее, ожидать ракетных атак, диверсий или террористических актов. Таким способом легче всего оказать давление и достичь этим поставленных целей», - подчеркивает генерал Бальцерович.

На характер нападения со стороны России наверняка повлияет граница, какой она будет между двумя государствами. Сейчас мы являемся соседями Российской Федерации только по Калининградской области. Однако нельзя исключить, что Кремль, решая встать на военный путь, в первую очередь попытался бы присоединить к себе Белоруссию и Украину, а также занять прибалтийские республики. Тогда длина потенциальной линии фронта и возможность действовать в глубине польской территории значительно бы выросли. В свою очередь, проведение атак лишь из Калининградской области требовало бы предварительной доставки туда техники.

«Так или иначе, Россия не может застать нас врасплох, так как она не может напасть внезапно. Ей пришлось бы долго готовиться к удару. Это бы означало резкий подъем интенсивности переговоров между отдельными военными подразделениями, а это, в свою очередь, легко заметить», - полагает полковник запаса, бывший военный летчик Петр Лукашевич (Piotr Łukaszewicz).