Прошло шесть месяцев с тех пор, как Бронислав Коморовский был избран на пост президента Польши, и почти год с тех пор как бразды правления на Украине перешли к Виктору Януковичу и его «Партии регионов». Сегодняшняя встреча в Варшаве состоится в особый для обоих лидеров и наших стран момент. Несмотря на смену правящего лагеря, Украина говорит о своих европейских устремлениях, а Польша уже через пять месяцев встанет у руля ЕС.
Приоритеты Украины
Однако в отличие от того, что было год назад, никто уже не подчеркивает факт, что Польша нужна Украине в Европе в качестве адвоката. Через пару часов президент Янукович встретится с президентом Коморовским в качестве главы государства в третий раз. Но гостем в Польше он будет впервые. Это важно, так как планировавшиеся ранее визиты не состоялись. Несмотря на обещания Янукович не появился ни в Крынице, ни позже в Варшаве. В принципе, возможностей было много, но нет смысла возвращаться в прошлое, стоит смотреть на настоящее: что может принести этот визит.
Вне зависимости от того, сколько будет произнесено заявлений о будущем сотрудничестве и уверений в прочном партнерстве, ключевой момент – чтобы обе стороны в полной мере осознавали, что конкретно означают прагматические отношения. Хорошо, что мы уже не говорим о взаимоотношениях таким образом, который помимо выражения доброй воли не давал никаких результатов.
Мы должны принять факты и признать, что с польской точки зрения безусловная поддержка международных устремлений «оранжевого» Киева не дала никакого прогресса в отношениях Украины с ЕС и НАТО, а также не разрешила никаких существенных проблем в польско-украинских контактах. В прошлом году я неоднократно высказывался на эту тему. Я говорил о том, что следует смотреть на вопросы взаимоотношений тепло, но трезво, а также реалистично формулировать взаимные ожидания и предложения по совместным инициативам.
Янукович приехал в Варшаву после Брюсселя, Москвы, Парижа, Берлина, Вашингтона, Пекина, Токио и многих других городов. Заметно, что приоритетами Украины были обеспечение кредитов на финансирование бюджета в ситуации глубокого кризиса, выстраивание экономических отношений с мировыми лидерами, а также упорядочивание отношений с Россией. Соседский и европейский контекст отношений с Польшей отодвинулся на второй план.
Неоднозначный баланс
Однако при Януковиче направление внешней политики и видение Украины в современной Европе еще не были официально сформулированы. Вопреки ожиданиям экспертов, считающих его абсолютным русофилом, Янукович заявил, что его государство будет сближаться с ЕС. При этом до сих пор остается неизвестным, удастся ли воплотить эту цель в жизнь.
На прежнюю политику президента Украины повлиял экономический кризис. Правительство Николая Азарова проявило в последние месяцы много решимости, реализуя рекомендации МВФ для того, чтобы выглядеть надежно в глазах западных партнеров. Ограничение дотаций на газ для населения, обещания увеличить возраст выхода на пенсию мужчин и женщин, ограничение числа министерств с 26 до 16: все это было с одобрением встречено Евросоюзом.
Однако сложно одновременно говорить о настоящих реформах, нацеленных на либерализацию экономики или уменьшение бюджетной нагрузки. Многие из них остаются еще на этапе подготовки: к примеру, ключевые для Украины реформы в сфере сельского хозяйства, которые могут сделать эту отрасль конкурентной на мировом уровне.
Параллельно с этим Янукович и его партия укрепляли власть в стране, неоднократно нарушая стандарты, которых придерживается ЕС. Использование государственной администрации для влияния на результат выборов в органы самоуправления, беспардонные атаки на оппозицию в Верховной Раде и ограничение свободы СМИ вызвали вопросы о демократическом будущем Украины. Все это делает баланс политики Януковича неоднозначным. Двери для него все еще открыты в двух направлениях: восточном и западном.
В то время как украинский бизнес выбирает партнеров на западе – в Евросоюзе, выходя на биржи Лондона, Франкфурта или Варшавы, Януковича заманивают членством в общем экономическом пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном, которое находится под контролем Москвы. У общества же сомнений нет, оно видит шанс на улучшение своей ситуации в сближении с Европой.
А тем временем в Польше президент Коморовский сделал своим приоритетом внешнюю политику. Таким образом, он может продолжать концепцию, созданную им, когда он еще был лицом внешней политики партии «Гражданская платформа» (PO). Украина занимает в ней важное место: ключевого для развития Европы государства, окрепшего за 20 лет независимости и самостоятельно определяющего свое будущее. Несколько лет назад, будучи главой Комиссии по иностранным делам, я сотрудничал с бывшим вице-спикером Сейма, и мы сошлись на том, что политика в отношении Украины должна иметь автономные цели, не связанные с польско-российскими отношениями. В отличие от того, как думают об этом политики, которые видели в поддержке Украины лишь ослабление российского империализма, подводя под свои концепции традиции Мерошевского-Гедройца. Уже тогда Украину следовало воспринимать как государство, которое, не так как Белоруссия, не отдаст легко своей независимости от России, а в отношениях с Польшей эффективно реализует собственные интересы. И, следует это с горечью признать, по сей день не принимает во внимание наших пожеланий.
Польша же в последние годы сделала очень многое для того, чтобы за Днепром никто не сомневался, что мы являемся сильным и реальным поборником полноправного присутствия Украины в Европе: от оранжевой революции и ходатайств перед Ангелой Меркель и Джорджем Бушем на саммите НАТО в Бухаресте до недавнего требования создания «дорожной карты» по либерализации визового режима на саммите ЕС - Украина.
В течение последнего года, несмотря на возникший на Украине дефицит демократии, польские депутаты успешно поддерживали в Европейском парламенте политику открытых дверей для сближения с Киевом, убеждая в ее правильности не любящих Януковича немецких христианских демократов.
Но пришло время сказать нашим украинским партнерам: карты на стол. Польша, несмотря на предпринятые в последние годы усилия всех правящих команд, не оказалась в центре украинских интересов. Нынешний визит – это последний звоночек для того, чтобы это изменить.
И этот звоночек звенит теперь для Киева, т.к. период нашего председательства в ЕС – это последний момент, чтобы выработать договор о свободной торговле, составляющий основное ядро договора об ассоциации Украины и ЕС. Этот договор важен для обеих сторон, т.к. он структурно экономически связывает Украину с Западом, а также определяет шансы нашего восточного соседа на развитие.
В настоящий момент, при продолжающемся кризисе, 33 процента внешнеторгового оборота Украины приходится на Россию, но значительную часть из этого составляют нефть и газ. При этом 25 процентов торговли с Европой составляют в основном сельскохозяйственная продукция и переработанные пищевые продукты. Целых 72 процента прямых иностранных инвестиций исходит с территории Евросоюза. Финансируемый западными странами МВФ спасает бюджет Украины от краха. Не удивительно (и это подтвердили мои недавние переговоры в Киеве, в частности, с президентом сильного Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолием Кинахом), что украинские предприниматели видят шансы на свое развитие в углублении отношений с ЕС.
Польские возможности
Понятно, что после окончания нашего председательства возможность заключения договора о свободной торговле практически исчезнет. Другие страны не будут беспокоиться об Украине. Отсутствие более глубокой заинтересованности Украины в отношениях с западным соседом можно объяснить, наблюдая за активными действиями президента Януковича по укреплению власти в стране и отчаянными попытками найти финансирование для бюджета. Наступающий год даст, однако, однозначный ответ, насколько важным партнером для Украины является Польша.
Уже давно особенно остро стоит проблема взаимных экономических отношений, и, в первую очередь, регулярного нарушения прав польских инвесторов на Украине. Это тоже вопрос, в котором можно относительно быстро добиться прогресса. Сейчас у Януковича есть реальная власть в своей стране, так что он может сделать так, чтобы украинская администрация уважала права иностранных инвесторов. Для нас это должен быть показатель реальных намерений Киева.
Коморовский и Янукович завязали уже очень хорошие личные отношения. Их счета не обременены какой-либо негативной «ипотекой». Так что они стоят перед шансом завязать реально, а не как до сей поры декларативно, хорошие отношения. Однако здесь требуются одинаково интенсивные усилия обеих сторон. Варшава, разумеется, будет поддерживать политику европейского выбора для Украины.
Но уровень активности Польши должен зависеть от активности самого Киева: не только на европейской арене, но и в двусторонних отношениях. Важно уберечься от ошибок. Нам стоит оценивать ситуацию не глазами оранжевой оппозиции, даже той, которая на словах проявляет наибольший евроэнтузиазм, а через призму европейских и польских интересов: польскую дипломатию будут оценивать по их воплощению в жизнь.
Автор - евродепутат от партии «Гражданская платформа» (PO).