Неофициальное предложение четырех американских сенаторов из Республиканской партии разместить радиолокационную станцию системы противоракетной обороны в Грузии вызвало похвалы со стороны Тбилиси и критику из Москвы. Администрация президента США Барака Обамы сегодня весьма деликатно относится к разговорам на тему ПРО, пытаясь успокоить своих союзников из Центральной Европы расплывчатыми обещаниями, и в то же время, не расстроить Россию в момент, когда Америка сворачивает свои войны на Ближнем Востоке. Однако администрации придется сменить свой тон, если республиканцы вынесут вопрос о ПРО в центр обсуждения накануне президентских выборов 2012 года.
Подробности
Заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Джалагания заявил 7 февраля, что Тбилиси заинтересован в размещении на грузинской территории радиолокационной системы американской ПРО. Это заявление прозвучало в ответ на неофициальное предложение четырех американских сенаторов из Республиканской партии – Джона Кайла (Jon Kyl), Джеймса Риша (James Risch), Марка Керка (Mark Kirk) и Джеймса Инхофа (James Inhofe), которое они изложили 3 февраля в открытом письме на имя министра обороны США Роберта Гейтса. Россия отреагировала мгновенно, хотя предложение это было неофициальным, и нет никаких указаний на то, что оно будет принято. Не упоминая конкретно письмо сенаторов и интерес Грузии к участию в американской ПРО, заместитель министра обороны Анатолий Антонов сказал, что развертывание ПРО будет иметь негативные последствия для российских сил ядерного сдерживания. А заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков подтвердил данный аргумент, добавив, что Москве придется пересмотреть свои обязательства в рамках подписанного недавно Договора СНВ-3.
Предложение сенаторов, быстрое согласие с этим предложением Грузии и еще более быстрая реакция России показывают, что в вопросе ПРО по-прежнему существуют значительные разногласия между Вашингтоном и Москвой. За фасадом возвратно-поступательных движений по поводу состава и размещения ПРО скрывается фундаментальное геополитическое соперничество между Россией и США в борьбе за архитектуру европейской безопасности после холодной войны. ПРО это также весьма полезный инструмент, при помощи которого американские республиканцы могут оказывать политическое давление на президента Барака Обамы и его администрацию в преддверии избирательной кампании по выборам президента, которые состоятся в 2012 году. Четыре американских сенатора не могут решить вопрос о размещении стратегических военных объектов; но написав это письмо, они ввели данную тему в политическую дискуссию.
Со своим предложением сенаторы выступили после того, как правительство Турции заявило, что разместит радар ПРО на своей территории только в том случае, если получит гарантии, что данными с него не будет пользоваться Израиль. В Израиле уже развернута мобильная американская РЛС ПРО частотного диапазона Х. Поскольку до принятия окончательного решения о размещении радара еще далеко, а до фактического развертывания РЛС еще дольше, эти дискуссии в большей мере являются отражением существующих позиций и формирующегося восприятия, нежели признаком окончательной и конкретной договоренности. Однако сенаторы в своем письме все же воспользовались возникшей возможностью и предложили рассмотреть территорию Грузии в качестве альтернативного варианта для развертывания радиолокационной станции.
Международные цели США
Предложение прозвучало в момент, когда Соединенные Штаты пытаются найти равновесие между перезагрузкой отношений с Россией и политикой предоставления гарантий безопасности союзникам в Центральной Европе. Вашингтон пытается обеспечить выполнение первой задачи, заключив новый договор СНВ с Россией, и предлагая Москве помощь в ее модернизационных усилиях. А выполнить вторую задачу он стремится, приглашая своих союзников в Центральной Европе к участию в обновленном проекте ПРО, в рамках которого американские объекты должны быть размещены на всей европейской территории от Польши до Турции.
Для Вашингтона письмо сенаторов оказалось весьма некстати, поскольку Москва вновь начала выступать с возражениями против системы противоракетной обороны, заявляя, что она будет нацелена на российские силы ядерного сдерживания. Москва воспользовалась проблемой ПРО для налаживания более тесного сотрудничества с НАТО. С подачи Германии и Франции Россию включили в качестве «стратегического партнера» в новую Стратегическую концепцию Североатлантического альянса, что вызвало недовольство Центральной Европы. А Москва использовала свое новое качество для проталкивания плана совместной системы ПРО НАТО и России. Соединенные Штаты в ответ предложили России разработать собственный план противоракетной обороны, а затем соединить его с планом НАТО.
Стороны ведут намного более масштабную игру, которая будет иметь серьезные последствия. Россия хочет воспользоваться своим возможным участием в европейской ПРО с тем, чтобы официально присоединиться к архитектуре безопасности Европы, а также еще больше укрепить и без того прочные политические и экономические отношения с Германией и Францией, подписав с ними договор о безопасности. С другой стороны, Соединенные Штаты и их союзники в Центральной Европе, такие как Польша и страны Прибалтики, хотят использовать ПРО для того, чтобы установить американское влияние на центральноевропейском стратегическом театре. Предложение России о создании совместной ПРО, а также ее инициатива по поводу заключения альтернативного договора о европейской безопасности вытекают из стремления Москвы предотвратить американское посягательство.
Соединенные Штаты понимают, что Западная Европа с вниманием смотрит на предложения России. В октябре 2010 года канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози пригласили российского президента Дмитрия Медведева на саммит в Довиль, чтобы обсудить проблемы европейской безопасности. На встрече Веймарского треугольника 7 февраля Меркель и Саркози обсуждали со своим польским коллегой Брониславом Коморовским идею о приглашении Медведева на будущие саммиты своего трио. Для Германии и Франции важно получить от России гарантии того, что она не будет стремиться к перекройке границ сферы своего влияния – пусть даже в ущерб спокойствию центральноевропейских государств по поводу собственной безопасности. Берлину и Парижу не нужно российско-американское противостояние на фронте от Пинских болот до Карпатских гор.
Но администрация Обамы думала, что у нее будет больше времени для снятия озабоченности Франции и Германии. Российская оппозиция американским планам ПРО это трудноразрешимый вопрос, на который у исполнительной власти США в настоящее время нет ответа. Вашингтон погряз в двух войнах на Ближнем Востоке, и он хочет продолжать оказывать давление на Иран. В этих условиях он нуждается в содействии России – по оказанию давления на Иран через санкции ООН и по предоставлению путей снабжения в Афганистан, которые идут мимо нестабильного Пакистана. Поэтому Соединенные Штаты пытаются успокоить своих союзников из Центральной Европы расплывчатыми обещаниями, одновременно рассматривая вариант с Ближним Востоком. С тактической точки зрения для европейской системы ПРО в качестве комплекса раннего обнаружения и перехвата можно использовать корабельную информационно-управляющую систему «Иджис» и ракеты Standard Missile-3. В настоящее время идет разработка наземного варианта этого комплекса, но его развертывание начнется не раньше 2016 года.
Американские соображения внутреннего порядка
Шансов на реализацию этого плана будет гораздо меньше, если Республиканская партия США решит вынести вопрос о ПРО, а также о размещении этой системы в Грузии в центр своей внешнеполитической стратегии накануне президентских выборов 2012 года. Пока республиканцы сосредоточились в основном на внутренней политике Обамы. Однако, поскольку экономика перед выборами 2012 года может восстановиться и улучшить свои показатели, республиканцам придется расширить масштабы своей критики. Отсюда и письмо сенаторов от 3 февраля.
Но само по себе это письмо не имеет никакой силы. Геополитическое значение этого неофициального предложения будет зависеть от того, насколько серьезно Республиканская партия намерена заниматься данным вопросом в предстоящем году. Предвыборное совещание республиканцев в Айове, которое станет первой проверкой перед президентскими выборами, назначено на 6 февраля 2012 года. Если оказываемое на Обаму давление заставит его откликнуться, русские это обязательно заметят. Вот почему STRATFOR считает, что этот вопрос очень важен. Он позволит оценить, в какой степени взаимодействие факторов внутренней и внешней политики будет определять продвижение российско-американских отношений.