Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С таянием снегов усиливается борьба за останки мамонтов в Сибири

Исследователи и коммерсанты борются за право обладания останками вымерших животных, обнаруженных в результате таяния вечной мерзлоты. Стоимость бивней мамонта может достичь 90 000 евро. Главным мировым потребителем мамонтовой кости является Китай

© РИА НовостиСкульптурная композиция "Мамонты" под Ханты-Мансийском
Скульптурная композиция Мамонты под Ханты-Мансийском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждую весну на бескрайних просторах Сибири разыгрываются сцены, напоминающее те, что происходили на Диком Западе. Прибывшие из Москвы группы научных работников, местных охотников и резчиков по слоновой кости вступают в противоборство или взаимодействуют в вопросе дележа ценнейшей добычи.

Как гласит легенда, охотники, нашедшие мамонта в Сибири, съедают его замороженное мясо или выбрасывают его собакам, а сами вырывают ценные бивни умершего животного. В других случаях они совершают еще более странные поступки.

«Однажды я использовал фен для сушки волос, чтобы разморозить кусок туши», пояснил газете Público Дик Мол (Dick Mol), один из тех исследователей, которые в 1998 году извлекли из замерзшего сибирского грунта так называемого харьковского мамонта. «Это была уникальная смесь сырости, мочи и экскрементов; я тогда в первый раз почувствовал, как пахнет умершее животное», рассказывает Мол, научный сотрудник Музея естественной истории в Роттердаме и один из крупнейших мировых экспертов по мамонту, условиям его жизни и причинам вымирания, произошедшему около 10 000 лет тому назад.

Каждую весну на бескрайних просторах Сибири разыгрываются сцены, напоминающее те, что происходили на Диком Западе. Прибывшие из Москвы группы научных работников, местных охотников и резчиков по слоновой кости вступают в противоборство или взаимодействуют в вопросе дележа ценнейшей добычи. Речь идет о тушах около 150 миллионов мамонтов, все еще находящихся в толще вечной мерзлоты на полуострове Таймыр и в Якутии (республика Саха), которые по площади в семь раз превосходят Иберийский полуостров.

Тундра похожа на машину времени. Благодаря вечной мерзлоте, находящиеся в ее толще мамонты сохранили шкуру, волосяной покров и даже остатки пищи в желудке. Как считают эксперты, в связи с глобальным потеплением таяние льдов вечной мерзлоты происходит все интенсивней, в результате чего на поверхности появляется все больше останков ископаемых животных, а окрестные равнины становятся местом неограниченных возможностей.

Как только снега начинают таять, стараясь успеть до того, как короткое зимнее лето превратит тундру в непроходимую трясину, научные работники устремляются в Сибирь в поисках мамонтов.

У них всего лишь несколько недель на то, чтобы отыскать как можно больше останков. Их соперниками выступают местные охотники, которые прочесывают тундру в течение всего года. Их главной целью является мамонтовая кость, то есть бивни, достигающие трех метров в длину и 90 килограммов веса.

«Если мамонтовая кость высокого качества, то стоимость за килограмм достигает 1000 евро», поясняет Бернар Биг (Bernard Buigues), французский исследователь, приезжающий в Сибирь несколько раз в году и руководящий проектом Mammuthus. Он намерен обследовать всю Сибирь в поисках останков ископаемых животных до 2014 года, чтобы их не растащили на куски, а затем не продали резчикам по кости в Москву или Санкт-Петербург, или в Китай, главному потребителю мамонтовой кости в мире, или не выставили на продажу в интернете.

Этот рынок стал развиваться отчасти из-за международного запрета на торговлю слоновой костью, введенного в 1989 году. С тех пор ее экспорт из России значительно возрос, достигнув по официальным данным 60 тонн в год. «Мамонтовая кость не защищена никаким законом, ее рассматривают всего лишь как одно из полезных ископаемых, имеющихся в Сибири», сетует Биг. «Единственное, что требуется, это лицензия на добычу такого количества мамонтовой кости, которое ты захочешь», указывает исследователь, замечая попутно, что объем экспорта из России, включая «черный рынок», достигает 80 тонн ежегодно.

Как считает Биг, самые качественные бивни будут проданы музеям или частным коллекционерам, а менее ценные будут распилены на куски, из которых в России и Китае будут изготовлены статуэтки различных форм и размеров.

Шерстистые носороги

Одним из зачинателей мамонтового бизнеса в России является Федор Шидловский, ранее работавший летчиком в Якутии. Каждый год он ездит в Сибирь в поисках ископаемых животных. Он же основал и руководит театром Ледникового периода на ВВЦ, где можно увидеть чучела шерстистых мамонтов и носорогов, приобрести изделия из слоновой кости и даже заказать какое-нибудь резное изображение или фигурку.

Жители Сибири используют мамонтовую кость со времен палеолита, то есть, древнекаменного века. Иногда бивни легко видны, поскольку они торчат из земли, подобно стволам в той местности, где нет деревьев, поясняет Мол.

«Если бивни сохранились целиком, то они могут рассказать нам о всей жизни животного», поясняет ученый. Химический состав и темп роста могут рассказать, откуда пришло животное, были ли у него детеныши и в какое время годы оно умерло, то есть, это целая кладезь знаний, которые помогут дать ответ на вопрос: Кто или что убило мамонтов? Именно так называется исследовательский проект, который предложили Мол и другие эксперты после находки харьковского мамонта. «Здесь пока что все работает по законам дикого Запада», жалуется Реджис Дебрин (Régis Debruyne), научный сотрудник  Национального музея естественной истории Франции. «Когда охотники находят тушу мамонта, они промывают ее струей воды под давлением, чтобы оторвать от земли и таким образом все губят», продолжает он. Дебрин является экспертом по получению и анализу ДНК мамонтов и других огромных животных, населявших Сибирь. Этой весной он вместе с Бигом отправится в очередную экспедицию за останками мамонтов, чтобы потом их исследовать. Цель экспедиции – найти и собрать как можно больше останков.

Если туши мамонтов вовремя не увезти, то они разлагаются, а все представляющие научный интерес данные о животном и среде его обитания утрачиваются. Такие останки уже нельзя использовать даже в коммерческих целях.

70% останков ископаемых животных утрачиваются навсегда. Охотникам, которые добывают для продажи, достается около 25%, а ученым - около 5%. Участники проекта стараются наладить взаимодействие с местным населением, чтобы Дальний Восток стал больше походить на то место, где ученые могут заниматься наукой, а все прочие – иметь возможность дополнительного заработка.

«Иногда сами местные жители приносили фрагменты мамонтов», признает Мол, начавший обследовать Сибирь в 1997 году. В качестве вознаграждения за недели, проведенные в палатке при минусовой температуре, он смог взять себе некоторые сувениры на память, как, например, кусок спины мамонта, который он держит в холодильнике у себя дома. «Если его разморозить, то я опять почувствую тот неповторимый запах», замечает он.

Находки в вечной мерзлоте


Мамонт Адамса

Это был первый, почти целиком сохранившийся образец, найденный европейскими исследователями в Сибири в 1799 году. Кожа и мясо еще не отстали от костей, хотя туша была частично обглодана другими животными.

«Березовка»
Был найден в Якутии в 1901 году. Исследователи вытащили изо рта животного полуизжеванные листья, которые мамонт поедал перед тем, как умереть.

«Юкагир»
Найден в 2002 году. Умер около 18000 лет тому назад и имел признаки болезни. В его внутренностях были обнаружено множество листьев ивы, из которой получают один из компонентов для изготовления аспирина.

Люба
В 2007 охотник, промышлявший оленями на северо-востоке Сибири, обнаружил шестимесячного мамонтенка, умершего 40000 лет тому назад. Это один из наиболее хорошо сохранившихся экземпляров. Охотник дал ему имя своей жены.