Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зачем возрождать «Веймарский треугольник»?

Интервью с профессором Романом Кузняром (Roman Kuźniar) – советником президента Бронислава Коморовского по международным делам

© REUTERS/Kacper Pempel встреча Николя Саркози в Варшаве с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Польши Брониславом Коморовским
встреча Николя Саркози в Варшаве с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Польши Брониславом Коморовским
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Веймарская» боевая группировка - куда входили бы представители Польши, Германии и Франции - должна стать одной из самых пробивных в ЕС. А если бы к «Веймарскому треугольнику» присоединилась и Россия - это была бы встреча крупного калибра. С геополитической точки зрения она создала бы ось от Парижа до Москвы.

Gazeta Wyborcza: Вы уверены, что после встречи в Варшаве Бронислава Коморовского с президентом Франции и канцлером Германии очередной встречи не придется снова ждать целых четыре года?

Роман Кузняр: Я не назначаю дату, но по атмосфере, царившей во время переговоров, я могу сделать вывод, что следующая встреча состоится раньше. В последние годы работа «треугольника», впрочем, не замерла. В 2006 году мы пытались отметить 15-ую годовщину его создания, но тогда от участия во встрече отказался Лех Качиньский. Мы организовали в Веймаре встречу создателей: Кшиштофа Скубишевского (Krzysztof Skubiszewski), Ганса Дитриха Геншера (Hans Dietrich Genscher) и Ролана Дюма (Roland Dumas). Тогда я увидел, насколько широкий охват имеет негласное сотрудничество в рамках «треугольника».

После 2006 года также проходили регулярные встречи глав МИД (в последний раз при участии министров из России и Украины) и министров обороны. Существует сотрудничество между руководителями департаментов многих министерств, региональные контакты, встречи молодежи, журналистов.

- После встречи в Варшаве звучали мнения, что там не было принято никаких решений, а «треугольник» остается пустым…

- Эта критика - следствие чрезмерных ожиданий. Утверждение, что в рамках «треугольника» принимаются решения, берется от непонимания. Это не тот форум. Важны декларации о намерениях, касающихся дальнейших совместных действий. Такие заявления в Варшаве прозвучали.

- Например?

- Например, в области поддержки научного сотрудничества, молодежных обменов. Три государства совместно разработают учебники, которые представят идеи интеграции. Известный институт в Генсхагене (Берлинско-бранденбургский центр германо-французского сотрудничества) будет преобразован в трехстороннюю организацию.

Ангела Меркель и Николя Саркози с радостью восприняли заявление президента Коморовского о том, что он возьмет под патронат возобновление прерванного сотрудничества польской телекомпании TVP с французско-немецким телеканалом Arte. Во Франции и Германии это канал воспринимают как продвигающий культурное сотрудничество и европейскую идею.

Существует решение, чтобы «веймарская» боевая группировка стала репрезентативной среди боевых группировок ЕС.

- Президент заявил, что хочет взять под свой контроль сотрудничество в сфере безопасности и обороны, что, в свою очередь, должно стать приоритетом нашего председателсьтва в ЕС. Приняты ли по этому  вопросу какие-то решения?

- Беспрецедентным было недавнее письмо шести министров иностранных дел и министров обороны Польши, Франции и Германии к леди Эштон (представитель ЕС по внешней политике – прим. ред.). Эти три государства высказались за усиление динамики сотрудничества в рамках общей европейской внешней политики и политики безопасности. По их мнению, в сотрудничестве по вопросам обороны делается меньше, чем могло бы. Во время нашего председательства мы хотим сделать несколько очень важных предложений, и нынешние переговоры служили их проверке. Не обо всех из них я хотел бы говорить.

- В письме шести министров прозвучала идея о создании совместной европейской системы командования.

- Инициатива того, чтобы в рамках ЕС было создано оперативное командование – совместная. К этому будет стремиться Польша во время своего председательства.

- Это был бы перелом. Но только вот когда Франция и Германия восемь лет назад говорили о совместном командовании, США обвиняли их в развале НАТО.


- Это были другие времена, период конфликта по поводу атаки на Ирак. Министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) проводил деление на страны «новой» и «старой» Европы, и мы дали себя немного науськать на союзников. Мы были не вполне лояльны по отношению к ЕС. В своих мемуарах Рамсфельд признал, что создание такого деления было ошибочным. Сейчас ситуация меняется.

- А что с приглашением Дмитрия Медведева на очередную встречу «Веймарского треугольника»? Была ли эта инициатива согласована с Россией?

- Канцлер Германии и президент Франции интересовались переговорами Бронислава Коморовского с президентами России и Украины. Инициатива по приглашению российского президента – это, скорее, «мысли вслух», чем уже конкретное предложение.

Это была бы встреча крупного калибра. С геополитической точки зрения она создала бы ось от Парижа до Москвы. Но чтобы такая встреча удалась, необходимо ее тщательно продумать.

Уже сейчас на встречи «треугольника» косо смотрят некоторые страны Евросоюза, говорится о создании водоразделов внутри ЕС. Мы должны учитывать это. 

- Если бы по итогам прошедшей встречи вас попросили сформулировать, чем важен «треугольник», что бы вы сказали?

- Он служит согласованию позиций трех важных партнеров в лоне континентальной Европы. То, чтобы эти страны не расходились по важным вопросам, имеет огромное значение.