Документы WikiLeaks указывают на то, что администрация Обамы, во что бы то ни стало пытавшаяся убедить русских подписать новый Договор СНВ, согласилась передать секретную информацию о ядерных арсеналах Британии – включая серийные номера боеголовок.
В 2009 году Соединенные Штаты лоббировали Британию, чтобы та предоставила Москве данные, необходимые для вычисления точного размера британского ядерного арсенала, - правительство Ее Величества всегда хранило это число в тайне. Британцы отказались. Похоже на то, что Белый дом все равно сделал это.
Отношения президента Обамы с Британией, нашим самым давним союзником, с самого начала оказались непростыми. Он оскорбил Британию, вернув подарок – бюст Уинстона Черчилля, стоявший в Овальном кабинете.
Затем был испорченный визит к королеве, которой Обама лично подарил плеер iPod, на который была загружена всевозможная поп-музыка и его любимые речи. Потом госсекретарь Хиллари Клинтон во всеуслышание предположила, что Фолклендские острова – за сохранение которой Британия провела кровавую войну в 1982 году – принадлежат Аргентине.
Но теперь у нас нечто гораздо более серьезное: предумышленная передача ядерных секретов Британии бывшему врагу.
В коридорах Уайт-холла сейчас, вероятно, говорят: «Вероломство, имя твое Обама».
Несомненно, что «особые отношения» США с Британией, самым давним нашим союзником, находятся на самом низком уровне со времен Суэцкого кризиса 1956 года – а, возможно, и со времен войны 1812 года.
Госдепартамент называет историю с ядерными ракетами «чепухой», замечая, что, по условиям предыдущего Договора СНВ, Америка должна была делиться с русскими данными о ядерном арсенале Британии с 1991 года, и что британцы об этом знают. Однако даже представитель Госдепартамента Филипп Краули не стал отрицать тот факт, что точное число британских ядерных боеголовок всегда было официальным секретом Уайт-холла.
Теперь уже нет, по крайней мере, для Москвы.
Критики говорят: ну и что? «Независимые» ядерные средства сдерживания Британии уже много лет являются посмешищем, в то время, как ее ранее восхваляемый флот сократился в размере до 10-го в мире (с точки зрения личного состава), и сегодня он меньше, чем у Турции и Северной Кореи. Вторая мировая война – древняя история, говорят эти люди. Сегодня у нас есть друзья поважнее, за которыми нужно ухаживать – среди них и путинская Россия.
Однако Америку и Британию связывает нечто большее, чем просто история. Британцы были нашими самыми надежными союзниками в Войне с террором, не в том, что касается совместного использования разведданных, а в том, что касается отправки войск в Ирак и Афганистан, с тем, чтобы они там воевали и умирали – на сегодняшний день погибло уже более 530 британских солдат.
Под руководством своего нового премьер-министра Дэвида Кэмерона Британия также кажется единственной европейской страной, по-настоящему готовой противостоять радикальному исламу. В своей исторической речи, произнесенной на прошлой неделе в рамках Мюнхенской конференции по безопасности, Кэмерон предупредил, что «Европе нужно проснуться и осознать» тот факт, что мультикультурализм «провалился» и, если верить недавнему независимому исследованию, помог превратить Британию в «убежище» для террористов.
Сегодня Кэмерон хочет, чтобы Британия вернула себе свою культуру и изменила бы релятивистские веяния, маскирующие трусость под толерантность.
Есть и более эгоистичная причина поддерживать особые отношения в добром здравии.
Четыре ядерных подлодки Trident – все, что остается от претензий Британии на статус великой державы. Они должны быть модернизированы или заменены, что будет стоить от 11 до 14 миллиардов фунтов стерлингов – т.е. около 20 миллиардов долларов.
Это может означать прибыльные контракты для американских верфей, являющихся частью того самого производственного сектора, о котором так беспокоится Обама.
От подлодок до борьбы с террористами и сокращением размера правительства, у нас по-прежнему масса хороших причин держать Британию поближе к себе. Благодаря Обаме, новому республиканскому президенту придется хорошенько потрудиться, чтобы восстановить эти особые отношения.
Но ради благополучия западной цивилизации это будет того стоить.