Брюссель, сентябрь 2009 года. Один из сотрудников НАТО передает представителям США письмо генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена (Anders Fogh Rasmussen), направленное генеральному секретарю Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – военного альянса, доминирующее положение в котором занимает Россия. В этом письме говорится о том, что генеральный секретарь НАТО планирует более тесное сотрудничество между этими двумя военными организациями. Он, вероятно, пойдет в этом отношении «дальше, чем это может понравиться многим союзникам, включая Соединенные Штаты». После этого госсекретарь США Хиллари Клинтон попросила своего посла в НАТО Иво Даалдера (Ivo Daalder) договориться о частной встрече с Расмуссеном. Клинтон хотела попросить о том, чтобы он остановил эту инициативу, которая, по мнению Соединенных Штатов, будет подрывать позиции НАТО «и, вероятно, приведет к такому же блоковому мышлению , которое было характерно для эпохи холодной войны». Послание Клинтон генеральному секретарю НАТО было вполне однозначным: «Мы настоятельно просим вас не форсировать работу с теми предложениями, в которых вы объявляете о новых инициативах между Россией и НАТО и которые еще должны пройти формальное обсуждение в Альянсе».
Когда Расмуссен 18 сентября выступал в брюссельском Carnegie Center с запланированной речью, то в ней он ничего не сказал о включении ОДКБ в будущую европейскую архитектуру безопасности. Вместо этого датчанин призвал к началу нового диалога с Россией по вопросам безопасности. Отвечая на вопросы после своего выступления, Расмуссен сказал, что он консультировался с союзниками по Альянсу относительно ее содержания и он уверен в том, что действует в рамках существующего в НАТО консенсуса.
Это один из многих примеров того, как информация из секретариата генерального секретаря НАТО попадает в Вашингтон. Всего более 200 документов американского посольства в НАТО с грифами «секретно» или «конфиденциально» оказались в распоряжении занимающегося публикацией разоблачительной информации портала WikiLeaks. Доступ к этим документам благодаря норвежской газете Aftenposten получили и сотрудники редакции Welt.
Через свои источники в секретариате Расмуссена Соединенные Штаты получили также информацию, которая резко противоречила тому, что сказал сам Расмуссен. 17 декабря 2009 года Расмуссен встретился в Москве с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Вернувшись в Брюссель, Расмуссен проинформировал союзников по НАТО о проведенных им переговорах. Он сказал, что визит проходил в «конструктивной атмосфере с акцентом на будущее», а его партнеры по переговорам «весьма позитивно настроены в отношении сотрудничества с НАТО и готовы к конструктивному диалогу по многим темам, включая те вопросы, по которым у нас имеется расхождение во мнениях».
Спустя пару дней источник, характеризуемый как «обычно надежный», передает информацию американцам, которая не содержалась в отчете Расмуссена. Эти сведения исходили от человека, присутствовавшего на встрече Расмуссена с Путиным. В направленной в Вашингтон из офиса американского представителя при НАТО депеше со ссылкой на ГС (генеральный секретарь, в данном случае: генеральный секретарь НАТО) и ПМ (премьер-министр, в данном случае премьер-министр Путин), в частности, говорилось: «Источник утверждает, что на встрече ГС с ПМ Путин стал обвинять Расмуссена – еще не успев предложить ему сесть – в том, что НАТО планирует разместить ракеты в Болгарии, и потребовал предоставить дополнительную информацию. Это, судя по всему, было совершенно неожиданным для ГС, хотя источник и не сообщил, что ответил Расмуссен». Согласно этой депеше, Путин сказал Расмуссену, что НАТО больше не выполняет никаких целей и ее ликвидация была бы в интересах России.
Опубликованные на сайте WikiLeaks депеши показывают, что работающие на США информаторы помогают Вашингтону получать те сведения, которые некоторые страны Евросоюза хотели бы сохранить в тайне. Источнику в секретариате Расмуссена удалось получить доступ к деликатному письму, направленному в октябре 2008 года Россией в адрес так называемой группы EU-3, то есть Германии, Франции и Великобритании, в котором речь шла о европейском договоре о безопасности. Берлин долго противился тому, чтобы передать это письмо в НАТО. Тогдашний генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер (Jaap de Hoop Scheffer) вынужден был три раза просить об этом федеральное правительство, прежде чем он, наконец, получил копию этого документа. Через источник в секретариате главы НАТО это письмо попало в Вашингтон. Американский посол в НАТО 23 октября 2008 сообщал: «Прилагаемый документ нам был передан неофициально одним из сотрудников личного секретариата генерального секретаря НАТО де Хооп Схеффера (строго охранять). По данным источника из секретариата, этот документ первоначально был направлен русскими группе EU-3, и с ним был ознакомлен только генеральный секретарь. Что касается самого документа, то отношение к нему представляется более интересным, чем само его содержание».
Речь идет о «наборе идей, которые мы уже много раз получали от русских», - сообщал американец. Те пункты, которые немцы не хотели разглашать, на самом деле, оказались туманными. Согласно российскому предложению относительно «договора о безопасности», международное право должно быть основой при выстраивании отношений между государствами - сюда относится также принцип «невмешательства во внутренние дела». Военная агрессия недопустима, если она противоречит Уставу ООН. Кроме того, следует договориться о «новом качестве сотрудничества» при возникновении опасностей и вызовов, связанных с такими вопросами как распространение оружия массового поражения, безопасность, а также в отношениях между представителями вооруженных сил.
Большинство источников в штабе генерального секретаря имели пометку «строго охранять». Судя по всему, Соединенные Штаты опасались того, что глава НАТО может обнаружить в своем аппарате информаторов США. А они продолжали прилежно снабжать Вашингтон информацией. Так, например, в декабре 2009 года заместитель директора личного секретариата предупредил Вашингтон по поводу одной очень деликатной темы. Он сообщил о том, что Расмуссен хочет на встрече с верховным главнокомандующим объединенными вооруженными силами в Европе и одновременно командующим американскими силами в Европе и главным ответственным за проведение всех военных операций НАТО обсудить оборонительные планы НАТО в Польше и в Прибалтике. Клинтон незадолго до этого предупредила Расмуссена о том, что чрезвычайные планы не должны открыто обсуждаться, поскольку это очень чувствительная тема и она еще не была достаточно полно обсуждена союзниками внутри Альянса.
В этой депеше также сообщалось: «Американский заместитель директора личного секретариата генерального секретаря информировал нас о том, что повестка дня встречи генерального секретаря с верховным главнокомандующим и председателем Военного комитета НАТО, намеченная на 10 декабря, предусматривает обсуждение чрезвычайных планов. Он подчеркнул, что американское решение по этому вопросу, принятое до указанной даты, может помочь направить эту встречу в правильное русло». Этим источником был Джефф Ратке (Jeff Rathke), чье имя всплывает и в других секретных документах.
С помощью источника в личном секретариате генерального секретаря НАТО стало известно содержание письма, которое Расмуссен 19 августа 2009 года направил президенту Афганистана Хамиду Карзаю (Hamid Karsai). В нем Расмуссен выразил озабоченность в связи с запланированным ужесточением применения исламских законов – законов шариата. Поддержанный Карзаем закон запрещает женщинам без разрешения мужа выходить из дома, и они должны быть постоянно готовы к сексу. Этот закон подвергся тогда резкой критике в Европе. Североатлантический совет опасался того, что введение законов шариата ослабит общественную поддержку военного присутствия в Афганистане, однако он решил не направлять это письмо Карзаю до назначенных на 20 августа выборов в Афганистане. Кроме того, союзники, весьма скептически настроенные по отношению к законам шариата, были убеждены в том, что реагировать следует только после 20 августа.
Тот факт, что генеральный секретарь НАТО, тем не менее, направил свое письмо в Кабул за день до выборов, кое-что говорит о стиле его руководства, подчеркивается в американской дипломатической депеше из Брюсселя. В секретариате Расмуссена сообщили, что генеральный секретарь не распространил рекомендации союзников относительно того, чтобы дождаться окончания выборов, на свою частную переписку с Карзаем. Тот факт, что Расмуссен и директор его личного секретариата до сих пор не сделали доступным содержание этого письма для союзников, свидетельствует о том, как Расмуссен оценивает свою роль и свой авторитет в отношениях с членами НАТО.