В новом помещении – в двух шагах от старого здания - галерея Pinacothèque de Paris выставляет часть коллекции петербургского Эрмитажа. Это известные полотна, приобретенные русскими царями, страстными любителями искусства. В дальнейшем картины заложили основу коллекций крупнейших российских музеев. Выставка продлится до 29 мая 2011 года.
Перед открытием экспозиции в галерею приехали два сотрудника Эрмитажа, самого престижного российского музея, курирующие западноевропейское направление. Но отсутствие контакта – то ли из-за разных языков, то ли из-за сложности вообще рассказывать о подобных фундаментальных произведениях искусства, – привело к тому, что сотрудники мало что прояснили насчет выбора произведений, отправленных в Париж. Тем не менее, они успели заметить, что афиша ретроспективы произведений Моне, которая недавно закончилась в Париже, является репродукцией произведения художника, хранящегося в Эрмитаже.
Конечно же, этот Моне был приобретен не в эпоху правления династии Романовых. Но картин импрессионистов в галереях Эрмитажа гораздо больше, чем в парижских музеях. Это подтверждает и так уже давно известный тезис: Эрмитаж продолжает дело императоров, всегда являвшихся большими поклонниками европейской живописи.
Еще до возникновения импрессионистов цари были страстными поклонниками искусства. Первым стал Петр Великий (1672-1725). Построив город Санкт-Петербург на месте болота и сделав его столицей империи, Петр также пожелал, чтобы этот город стал интеллектуальной и художественной столицей.
Петр Первый, его еще называли Петр Великий, отправлял в Западную Европу своих людей, которые отбирали для него все, что было самым красивым и новым во Франции, Италии, Голландии. Царь даже собрал коллекцию скульптур, хотя в то время православная религия запрещала подобного рода художественное выражение. Результат его деятельности: картина Рембрандта, такая как «Давид и Ионафан», становится частью императорской коллекции. Картина была куплена в Амстердаме в 1710 году.
Покупатели из России часто останавливали выбор на голландских маринистах. «Царь, проживший в Голландии два года, питал особенную страсть к голландской живописи», - подчеркивает заведующий сектором отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Сергей Андросов. Кроме этого от имени Петра Великого приобретались и произведения итальянских мастеров. Поскольку он был также и любителем антиквариата, к примеру, античного периода, то привез в Санкт-Петербург мраморную статую Венеры Таврической II века до н.э.
Вторая часть экспозиции, разделы которой символизируют четыре крупных эпохи династии Романовых, представляет работы, приобретенные Екатериной II (1729-1796). В этот период речь шла не только об улавливании последних европейских тенденций, но и об организации коллекций и поиске новинок и древностей. В конце XVIII века Дидро, один из парижских собеседников царицы, служит посредником при покупке коллекции банкира Пьера Кроза – после смерти его самого и его детей. Картины Рубенса, Пуссена, ван Дейка, Греза, Веронезе отправляются в Санкт-Петербург. Столь далекие расстояния, на которые удаляются шедевры, вызывают у французской публики страх. После смерти Екатерины II 400 картин из Малого Эрмитажа ютятся в новом здании.
Внук Екатерины Александр I также делает ставку на художественный расцвет, который переживает Париж в начале XIX века. В 1807 году он отправляет во французскую столицу своих людей, которых в Париже принимает некий Денон. Он в то время руководит французскими музеями, а в юности служил во французском посольстве в Санкт-Петербурге. Эти его два качества как нельзя лучше подходят российским покупателям. С 1808 по 1816 годы в Россию прибывают 40 картин великих итальянских и французских мастеров – как современных, так и живших в прошлом, что служит насмешкой над Наполеоном: ему так и не удалось покорить необъятную страну, которой правит Александр.
Четвертым великим деятелем династии Романовых, оставившим след в коллекциях Эрмитажа, является Николай I. Как и предшественники, он продолжает приобретать картины современников или уже ставших знаменитыми живописцев, в особенности, представителей итальянской школы, в частности, он покупает большое количество работ Тициана. У одного венецианского коллекционера царь приобрел «Христа-Вседержителя», написанного в 1560 году. В 1845 году Николай I отправляется в Италию, чтобы самолично отобрать для покупки произведения искусства. Под конец его жизни и правления (1855) завершается и строительство Нового Эрмитажа. В 1852 году это здание, расположенное вблизи от императорского дворца, открывается для публики.
«Эрмитаж – плод сотрудничества России с Европой», - подытоживает сотрудник Эрмитажа Сергей Андросов. Большинство шедевров, объясняет он, были приобретены во Франции 200 или 300 лет назад, поэтому можно получить довольно полное представление о художественном размахе, царившем во Франции в то время. Но если у всех четырех самодержцев был отличный вкус и любовь к искусству, то о социальной ситуации в стране, которая в скором времени переживет революцию и крах царской семьи, они не имели ни малейшего представления.