На этой неделе репортер Rolling Stone Майкл Хастингс (Michael Hastings) сообщил, что генерал-лейтенант Уильям Колдуэлл (William Caldwell), отвечающий за подготовку афганских войск, приказал группе американских военнослужащих, специализирующихся на «психологических операциях» (использование пропагандистских и психологических методов воздействия на эмоции и поведение), оказывать влияние на американских гражданских руководителей, чтобы те поддерживали непопулярную войну в Афганистане.
«Федеральный закон, - пишет Хастингс, - запрещает военным практиковать проведение психологических операций на американцах. Каждый законопроект о санкционировании тех или иных военных мер имеет «пропагандистское примечание», запрещающее такое манипулирование». Далее Хастингс отмечает: «По словам специалистов по информационной политике, приказ команде спецпропагандистов применять свои знания и опыт против приезжающих в страну официальных лиц, это все равно что указание американского президента ЦРУ подготовить досье на оппонентов из Конгресса».
Хастингс разговаривал с подполковником Майклом Холмсом (Michael Holmes), который командует колдуэлловским подразделением по проведению «информационных операций». «Похоже, Колдуэлл больше думал об американцах и о финансировании, чем об афганцах», - заявил Холмс Хастингсу. Холмс считает, что воздействие на американских гражданских лиц является нарушением закона Смита-Мундта от 1948 года, который был принят Конгрессом, чтобы не дать Госдепартаменту использовать методы типа советской пропаганды в отношении граждан США. Он отмечает, что в марте 2010 года полковник Грегори Бризайл (Gregory Breazile), занимающий должность официального представителя по связям с общественностью миссии НАТО по обучению афганских военнослужащих под командованием Колдуэлла, отдал письменный приказ, в котором напрямую поставил команде Холмса задачу организовать информационную кампанию, «имеющую приоритетное значение по сравнению с другими обязанностями».
Хотя американские солдаты и афганские жители продолжают убивать и гибнуть в Афганистане, Пентагон пытается создать иллюзию успеха, систематически извращая реальную ситуацию на местах, чтобы получить дополнительное время, дополнительные силы и средства, дополнительное финансирование. Плохо уже то, что американские средства массовой информации слепо и безо всякой критики перепечатывают и передают заявления официальных лиц об «успехах» на местах. Сейчас Пентагон задействует свой огромный пропагандистский бюджет, чтобы стереть грань между информированием населения и информационным манипулированием им. Несколько лет тому назад агентство Associated Press выяснило, что Пентагон только в 2009 году потратил на связи с общественностью и формирование общественного мнения 4,7 миллиарда долларов, и что 27000 человек в вооруженных силах США занимаются подбором кадров, рекламой и пиаром. Это почти столько же, сколько сотрудников в Госдепартаменте (там 30000 человек). По сути дела, Пентагон пытается влиять на государственную политику и занимается лоббированием среди гражданского руководства, чтобы оно проводило политику в его интересах, осуществляя такую работу за счет средств американских налогоплательщиков.
К счастью, американцы, похоже, уже поняли, что несмотря на восхваление средствами массовой информации людей в погонах, Пентагон действует как любое другое бюрократическое ведомство в составе федерального правительства. Согласно результатам опроса института Гэллапа, опубликованным в феврале, 72% американцев хочет, чтобы Конгресс ускорил вывод войск из Афганистана. Как показал скандал с Маккристалом прошлым летом, существует очень тонкая грань между военными, честно излагающими свои взгляды и мнения, и теми, кто хочет лишить гражданских контроля над проведением войн.