У Муаммара Каддафи заканчиваются варианты действий, и его покидают друзья. А международное давление, направленное на то, чтобы вынудить его уйти в отставку, набирает силу. Недавно Россия и Китай присоединились к Западу, поддержав его требования об уголовном преследовании Каддафи за военные преступления.
Британия заявила, что отменяет дипломатическую неприкосновенность для ливийского лидера и членов его семьи, в том числе, для его широко известного сына Сейфа аль-Ислама, у которого весьма тесные связи с Соединенным Королевством. Дэвид Кэмерон повторил призыв Барака Обамы и призвали Каддафи уйти. Премьер-министр заявил: «Все это является явным и четким сигналом: полковнику Каддафи пора уходить и уходить сейчас. С ним у Ливии нет будущего».
По словам Хиллари Клинтон, Соединенные Штаты налаживают контакты с ливийской оппозицией и не ведут переговоры с Каддафи.
«Мы хотим, чтобы он ушел; мы хотим, чтобы он покончил со своим режимом, а также отозвал преданные ему войска и наемников, - заявила госсекретарь США. – Как он это сделает, ему решать».
Серьезность кризиса была подчеркнута в воскресенье вечером, когда в Совете Безопасности прошло голосование, и была принята резолюция о введении санкций против Каддафи и его окружения, включая запрет на поездки и замораживание активов. Кроме того, против Ливии было введено эмбарго на поставки оружия. Но хотя эти шаги носят в основном лишь символический характер, Каддафи стал первым действующим главой государства, которого Совет Безопасности ООН, часто страдающий от разногласий, на сей раз единогласно решил привлечь к международному суду. Британские руководители также заявили, что запрещение на въезд Каддафи в Англию это беспрецедентный шаг.
Италия, у которой были весьма близкие отношения с Ливией как со своей бывшей колонией и получательницей крупных инвестиционных средств, заявила о временном прекращении действия договора о дружбе и сотрудничестве с этой североафриканской страной.
«Я считаю, что мы дошли до точки необратимости», - сказал итальянскому телеканалу Sky Italia министр иностранных дел этой страны Франко Фраттини. Евросоюз заявил, что готовится реализовать решения ООН во всех 27 государствах-членах.
Такой мощный поток заявлений и дипломатической активности отражает возникшее в Вашингтоне, Лондоне и многих других столицах ощущение того, что действовать сейчас более безопасно, поскольку количество иностранных граждан в Ливии резко сократилось. Но ООН не стала обсуждать вопрос о введении бесполетной зоны над Ливией, хотя такие призывы звучали.
Руководители Британии пытаются наладить связь с ведущими ливийскими руководителями и убедить их оставить режим, чтобы тот пал, а не вел отчаянное сопротивление до конца.
Дипломаты говорят, что пока слишком рано думать о признании в качестве законного ливийского правительства оппозиции в восточном городе Бенгази. «Эта страна сползает в гражданскую войну; там налицо ужасающие факты убийств манифестантов, а власти, по сути дела, ведут войну против собственного народа. Поэтому, конечно, полковнику Каддафи пора уходить», - заявил министр иностранных дел в программе Би-Би-Си, которую ведет Эндрю Марр.
«Для Ливии это лучшая надежда, и вчера вечером я подписал директиву об отмене его дипломатического иммунитета в Соединенном Королевстве, а также об отмене дипломатического иммунитета для его сыновей, членов его семьи и домочадцев. Поэтому наша позиция и отношение к нему как к главе государства совершенно ясны», - сказал Хейг.
Есть надежда, что решение о привлечении Каддафи к международному суду заставит его задуматься, по крайней мере, дать указание своим силам безопасности сдержаннее вести себя по отношению к оппозиции в условиях, когда борьба, похоже, вступает в заключительную фазу.
Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун заявил Совету Безопасности: «Я надеюсь, что режим в Ливии услышал наше послание и внял ему. Я надеюсь, что это также принесет надежду и облегчение тем, кто все еще находится в опасности».
«Санкции это необходимый шаг для ускорения перехода к новой системе государственного управления, которая будет действовать с согласия и при участии народа».
Единогласное голосование в ООН (15 за и 0 против) создало новые условия. В 2005 году Россия, США и Китай воздержались во время голосования по резолюции о передаче дела о ситуации в Дарфуре в Международный уголовный суд, и в итоге это привело к тому, что Баширу предъявили обвинение в геноциде.
Достижению успеха в Нью-Йорке способствовала мощная поддержка со стороны Лиги арабских государств, Африканского союза, а также поддержка представительства самой Ливии в ООН, которое в массовом порядке перешло на сторону оппозиции.
Хейг присоединится к Клинтон в Женеве, где будет обсуждаться вопрос об исключении Ливии из Совета ООН по правам человека.
Внезапное изменение отношения Италии свидетельствует о стремительном развитии ситуации. На прошлой неделе итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони вызвал огонь критики со стороны оппозиции, когда сказал, что не хочет «волновать» ливийского лидера в момент восстания.
Ливия на 25% обеспечивает потребности Италии в нефти, а также 12% ее газового импорта.
Ливийский фонд национального благосостояния имеет акции в крупнейшем банке Италии UniCredit и в итальянских компаниях, а крупнейшая нефтегазовая корпорация Италии ENI является крупнейшим оператором, действующим в Ливии.
Согласно сообщениям из Москвы, Россия из-за введения эмбарго на поставки оружия потеряет до 4 миллиардов долларов.