Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Латвия рассчитывает на Польшу

Интервью с министром иностранных дел Латвии Валдисом Кристовскисом

© коллаж ИноСМИ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тоталитарная власть глубоко перепахала латвийское общество и изменила его структуру. В результате в стране есть значительное по размеру русское меньшинство, которое в советские времена не выучило латышский. Как показывают опросы, три четверти русских не хотят интегрироваться. Они считают, что можно удобно жить в Латвии, не имея полного объема гражданских прав, например, права голосовать.

Rzeczpospolita: Ощущает ли Латвия безопасность под крылом НАТО, которое недавно разработало стратегические планы для стран Балтии?

Валдис Кристовскис (Valdis Kristovskis): У нас еще никогда не было такого сильного ощущения безопасности, как сейчас: благодаря членству в НАТО и ЕС. Опросы общественного мнения показывают, что 20 лет назад, после обретения независимости, беспокойство населения вызывала в первую очередь безопасность. Сейчас она отошла на второй план. Это позволяет нам быть более уверенными в себе в отношениях с Россией.

- И как складываются эти отношения?

- Для формирования взаимного доверия потребовалось много усилий и времени, но у нас есть поводы для оптимизма. Во время декабрьского визита в Москву президента Валдиса Затлерса (Valdis Zatlers) мы почувствовали, что появился шанс на выстраивание прагматических отношений. Многое изменилось именно благодаря нашему членству в ЕС. Мы стали страной, являющейся представителем Евросоюза и его ценностей. И мы выступаем за установление более тесного, базирующегося на этих ценностях, сотрудничества с Россией.

- Недавно Россия заявила, что готова защищать свои меньшинства за границей. В Латвии же это меньшинство составляет почти 30 процентов населения, вдобавок, многие из них не хотят интегрироваться.

- Действительно, это щекотливый момент наших отношений. Тоталитарная власть глубоко перепахала наше общество и изменила его структуру. В результате у нас есть значительное по размеру русское меньшинство, которое в советские времена не выучило латышский. Но это государственный язык, его необходимо знать. Люди, которые хотят иметь гражданство, должны также разделять некоторые аспекты нашей истории и культуры. Наш закон о гражданстве соответствует международным стандартам. К сожалению, как показывают опросы, три четверти русских не хотят интегрироваться. Они считают, что можно удобно жить в Латвии, не имея полного объема гражданских прав, например, права голосовать. А с нашей точки зрения очень важно, чтобы они хотели быть гражданами страны, в которой они живут. Мы размышляем вместе с Россией, как их к этому склонить. Во время последнего визита в Москву мы услышали уверения, что российские власти поддерживают нашу позицию в отношении русского меньшинства.

- Россия не очень хочет быть демократическим государством, и она легко может изменить мнение. Что, если через 20 лет она воспользуется проблемой меньшинства как предлогом для агрессии?

- Вы изображаете самый драматический сценарий. К счастью, мы являемся членами НАТО, доверие между союзниками стабильно растет, у нас общие ценности, мы проводим совместные учения. Если бы наша безопасность оказалась под угрозой, я уверен, что сработала бы 5-ая статья Вашингтонского договора. Но ЕС, НАТО и Россия прилагают большие усилия, чтобы такой сценарий не стал реальностью, они шаг за шагом формируют все большее доверие. Очень важны все проекты, которые усиливают и консолидируют наш регион, например, стратегия Евросоюза для Балтийского моря или программа «Восточное партнерство», за которую мы благодарны Польше. Ключ к стабильности и миру - демократизация и модернизация наших восточных соседей.

- Сложно оторваться от России, когда находишься в ее сфере влияния из-за зависимости от энергоносителей.

- Нелегко демонтировать систему, которая создавалась в течение 50 лет. Но мы положительно оцениваем действия Европейского Союза, направленные на создание единого энергетического рынка. Мы уже можем торговать газом с Эстонией и Литвой. Полную независимость нам дал бы морской терминал для перегрузки сжиженного газа. Мы дали знать ЕС, что хотели бы у себя его построить. Постепенно воплощаются в жизнь проекты, которые включают нас в европейскую энергетическую систему. Однако необходимы инвестиции. Полностью интегрировать наш регион с ЕС без соответствующих средств в будущем европейском бюджете не получится. Очень важно также сотрудничество Польши и Литвы и строительство энергетического моста между вашими странами.

- Осложняет ли реализацию ключевых для совместной безопасности проектов ухудшение польско-литовских отношений?

- Я не должен комментировать ваш спор, но, несомненно, с перспективы Латвии более глубокая интеграция региона зависит в том числе и от польско-литовских отношений. Внутреннее связующее звено между энергетическими сетями Литвы и Польши для нас очень важно. Он повысил бы нашу энергетическую безопасность. Ключевыми также являются автомагистраль Via Baltica и железнодорожная магистраль Rail Baltica, так как они сближают нас с остальными странами ЕС и придают новый импульс оживлению экономики. Так что я надеюсь, что проблемы между Польшей и Литвой удастся преодолеть.