Сегодня вступает в силу энергетический пакет ЕС, который должен улучшить функционирование рынка и уменьшить влияние «Газпрома» в Европе.
Основной элемент нового энергетического пакета, который с четверга будет действовать на территории всего ЕС, - отделение производства и поставок энергии от ее транспортировки. Это должно увеличить конкуренцию и привести в итоге к росту инвестиций в инфраструктуру и снижению цен для потребителей. Евросоюз хочет, чтобы доступ к нефте- и газопроводам, а также энергетическими линиям был неограниченным, и ими управляли независимые компании.
Принцип отделения деятельности по производству и продаже от транспортировки будет касаться как концернов, работающих в самом ЕС, так и российского «Газпрома». Тем самым Брюссель рассчитывает на изменение роли этого гиганта, который одновременно является и производителем, и поставщиком газа, а также контролирует ключевые транзитные газопроводы. Новые европейские правила не заставят российского гиганта продать свои доли в газопроводах, но у Брюсселя есть большие шансы заставить его передать контроль над ними независимым операторам. Так для начала произойдет с проходящим по территории Польши отрезком газопровода «Ямал – Европа», которым россияне пересылают в Германию около 27 миллиардов кубометров газа в год (для потребностей Польши поступает около 3 млрд кубометров). По информации Rzeczpospolita, с апреля польский отрезок «Ямала» должен стать общедоступным, его возьмет под управление компания Gaz-System. Эта компания не привязана к владельцу газопровода, т.е. компании EuRoPol Gaz, по 48 процентов доли в которой имеют «Газпром» и польский нефтегазовый концерн PGNiG. Gaz-System должен гарантировать свободные мощности в «Ямале» компаниям, которые заявят такое желание.
У Европейской Комиссии остаются, однако, сомнения в том, сможет ли новый управляющий «Ямала» соответствовать ожиданиям рынка и работать в соответствии с требованиями нового энергетического пакета. Помимо этого Брюссель интересует, как Польше удастся выполнить другие обязанности, вытекающие из принятия пакета: раздел и независимый контроль над транспортировкой, а также положения т.н. кодекса доступа к транспортным сетям, который гарантирует недискриминационный доступ к транспортной сети всем заинтересованным компаниям. У Брюсселя есть также сомнения касательно доступа к газохранилищам в Польше. Речь идет о том, чтобы ими могли по рыночным ценам пользоваться все отраслевые компании, а не только их владелец PGNiG. До настоящего времени, хотя у PGNiG были в хранилищах свободные мощности, желающих ими воспользоваться не было.
Европейская Комиссия признает, что переговоры по пакету затягивались, и от принятия окончательных решений прошло всего полтора года: «Это сложное регуляционное мероприятие, многие страны могли просто не успеть». У первой группы из шести стран (например, Чехии) новые регуляционные принципы заработают в течение нескольких недель, у следующих девяти (в т.ч. Германии и Словакии) - до лета. Третья группа из шести стран будет готова к осени. Об остальных, в том числе о Польше, информации пока нет.
«Мы находимся в постоянном контакте с государствами-членами и пока не спешим с оценкой. Осенью мы запустим европейские процедуры о нарушении закона в отношении тех, кто не успеет », - заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Gunther Oettinger).
Выясняется, однако, что правительства стран не всегда способны способствовать претворению пакета в жизнь, даже если они этого очень хотят. Таким примером является Литва, у которой возникли серьезные проблемы с российским «Газпромом». Этот концерн, будучи совладельцем национальной газовой компании Lietuvos Dujos, сопротивляется выделению в ней транспортной составляющей, т.е. газопроводов, и передаче их под независимое управление. Среди трубопроводов, которые должны были бы быть переданы новой компании, есть тот, по которому российский газ идет транзитом в Калининградскую область.