Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 4 марта 2011 года

© sxc.huжурналы
журналы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Повторит ли Ливия судьбу Югославии, подвергнувшись иностранному вмешательству; будет ли следующая революция – в Сирии; как получилось так, что СССР и арабо-мусульманский мир поменялись местами; на какие предостережения в судьбе Александра-освободителя должны обратить внимание российские современные реформаторы; и что вызывает отток капитала из России. Об этом - в обзоре мировых СМИ.

Западные державы разрабатывают план по обезвреживанию сил полковника Каддафи. В игре есть и балканский «рецепт», отмечается в сербском издании «Вечерње новости» со ссылкой на американские СМИ, которые сообщили, что некоторые страны НАТО, хотя на данный момент официально исключают военное вмешательство в Ливии, все-таки  строят планы боевых действий или введения зоны запрета полетов. В соответствии с этой информацией один из вариантов - это авиаудары по Ливии, как это было в 1999 году в случае Югославии, и второй - введение зоны запрета полетов, как в Боснии и Герцеговине в 1993 году.


Обозреватель ИноСМИ Дэниел Ларисон тоже проводит параллель между ситуациями в Ливии и Косово. Однако он полагает, что в отсутствие какого-либо консенсуса в НАТО или ООН, о западном военном вмешательстве в Ливии, кажется, и речи быть не может. Это тот редкий случай, когда осмотрительность многих членов НАТО по поводу целесообразности вмешательства во внутренние дела другого государства совпадает с российской оппозицией вмешательству извне. Хотя большинство западных правительств не очень-то заботит суверенитет Ливии, а нежелание запутаться в ливийской гражданской войне в первую очередь проистекает из беспокойства о стоимости такого вмешательства и последующих осложнениях, в Брюсселе и Вашингтоне пришли к тому же заключению, что и в Москве: военные действия, даже в сравнительно ограниченной форме бесполетной зоны, могут ухудшить условия в Ливии и значительно осложнить происходящее, замечает автор.


На ресурсе независимых журналистках мнений The Real News Network выложено видео, из которого мы узнаем, как сами ливийцы воспринимают возможность потенциального вмешательства иностранной силы для решения конфликта в их стране. В основном – они против. В Ливии уже начались разговоры о военном вмешательстве США. «Вы должны понимать, что сейчас в Ливии решаются политические вопросы. Все население выступает против американской интервенции и вообще всякого рода задействованности иностранных держав внутри страны», - мнение одного из ливийцев. Они утверждают, что победили силы Каддафи в Бенгази без применения оружия и без поддержки иностранных правительств. Их победа в кровавой борьбе за Бенгази породила сильное чувство единства и принадлежности к нации – и это в стране, известной сильными племенными разногласиями.

Тем временем, как пишут репортеры газеты The Wall Street Journal, прокаддафиевские силы вошли в нефтеперерабатывающий город Брегу, захватив аэропорт и нефтеперерабатывающее предприятие в западной части города, как сообщали местные жители. Истребители нанесли удары по силам повстанцев в этом городе, а также в районе удерживаемого повстанцами города Адждабия, где у мятежников большой склад вооружений. С подкреплениями из Бенгази, города в 125 милях от Бреги и в 40 милях от Адждабии, повстанцам удалось оттеснить проправительственные силы, как сообщали свидетели и сами повстанцы. Врачи сообщили о как минимум четырех погибших. Это было первое крупное сражение между лояльными режиму силами и боевиками на востоке страны с тех пор, как силы Каддафи бежали из восточной Ливии или сдались мятежниками за десять дней до того.


На сайте аналитического проекта Project Syndicate опубликована статья директора Организации за демократию и свободу в Сирии Рибала аль-Ассада, в которой он задается вопросом, «Станет ли Сирия следующей костяшкой домино». Он отмечает, что с падением тунисского и египетского режимов, и по мере того как уличные протесты охватили города от Алжира до Тегерана, многие люди теперь задаются вопросом, какая костяшка домино будет следующей. Сирия ‑ светская, военизированная диктатура, которая наиболее похожа на павшие диктатуры Туниса и Египта – возможно, не стоит следующей в очереди, но, тем не менее, кажется, она приближается к переломному моменту, считает автор. Однако он указывает на то, что, конечно, старая «теория домино» в международных отношениях была только грубым способом подчеркнуть то, что различные части региона связаны друг с другом. Для сегодняшнего арабского мира шахматная доска могла бы послужить лучшей метафорой – удаление даже пешки неизбежно меняет отношения между всеми другими частями.

На сайте швейцарского издания Neue Zuerc her Zeitung находим статью, в которой указывается на, что помимо сегодняшних геополитических соображений существует еще и исторический фактор в отношениях Кремля к правителям Аравийского полуострова и Магриба. В середине пятидесятых годов, после смерти Сталина и перенесения холодной войны в страны третьего мира существовавший тогда Советский Союз имел по всему миру потенциальных союзников. Общий образ врага на Западе и вера в необходимость проведения форсированной модернизации объединяла кремлевских стратегов и националистических лидеров на постколониальном арабско-мусульманском пространстве. Решительные реформаторы от Алжира до Багдада вдохновлялись советскими методами, отсылает нас в прошлое автор материала.

Президент Дмитрий Медведев решил представить себя как современного потомка царя-реформатора Александра II, когда Россия отмечала 150-летие с его исторического указа об освобождении крепостного крестьянства, пишет сотрудник французского информагентства  AFP. Медведев провел параллели между его собственным стремлением к модернизации и либеральными реформами Александра на открытии конференции в бывшей имперской столице Санкт-Петербурге, посвященной «великим реформам и модернизации России». Журналист посмотрел на жизнь Александра II под иным углом: он замечает, что судьба царя представляет собой предупреждение для современных российских реформаторов. Презираемый консерваторами за свои реформы, но и критикуемый либералами за то, что не зашел слишком далеко, Александр II был убит в марте 1881 года левыми революционерами. А многие историки также уверены, что создание городского рабочего класса как следствие освобождения и ослабления политического контроля Александром было прямой причиной русской революции, которая положила конец имперскому правлению.

Размышляя на эту тему, автор другого издания - The New York Times - Адам Гудхарт сравнивает две системы, при которых было отменено рабство – при Аврааме Линкольне и Александре II. Автор вспоминает, как  лидеры северян со стыдом указывали на то, что величайшая в мире демократия и самое постыдное в мире самодержавие стоят особняком в ряду крупных западных держав, сохраняя у себя рабство. В 1850 году такой известный политик как Уильям Сьюард осудил Россию, назвав ее «самым деспотичным и самым варварским государством в Европе». Журналист пишет, что, пожалуй, наиболее важное отличие состояло в том, что к 1850-м годам американская рабовладельческая система становилась все более косной и малоподвижной, в то время как российское крепостничество быстро распадалось.


На портале Dow Jones, где собирается вся последняя бизнес-информация, сообщается о заявлении  российского министра финансов Алексея Кудрина о том, что общественное мнение о политических рисках перед выборами 2012 года вызывает отток капитала. Именно этот факт привел к ослаблению рубля в конце 2010 года. В материале также отмечается, что около 30 миллиардов долларов были выведены из России в 2010 году, в четыре раза больше прогнозируемой в начале года Центробанком суммы. Отток капитала привел к ухудшению позиции рубля во второй половине года.


Американское издание Bloomberg Businessweek указывает на неутешительную тенденцию в экономике России. Западные банки некогда рассматривали Россию как огромный неразвитый рынок. Сейчас некоторые иностранные кредиторы меняют свое мнение. В прошлом году как минимум шесть европейских и американских банков объявили о планах сократить или вообще закрыть свои операции в стране. Так, Morgan Stanley продал свое местное ипотечное подразделение, а испанский Banco Santander отказался от обслуживания физических лиц, британский Barclays объявил, что закрывает свое розничное подразделение в России, которое он приобрел за 745 миллионов долларов в 2008 году.