Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Спецрепортаж: оружие, мороженые цыплята и искусство дипломатии

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАрбузы на самаркандском колхозном рынке
Арбузы на самаркандском колхозном рынке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обзор тысяч страниц дипломатических донесений, отправленных за прошедшее десятилетие, а ныне попавших на сайт WikiLeaks, изображает американских кадровых дипломатов и политических ставленников, которые ни перед чем не остановятся, чтобы продать американские продукты и услуги.

НЬЮ-ЙОРК (Reuters) – Когда компания Lockheed Martin в начале 2007 года захотела продать правительству Чада военно-транспортные самолеты C-130, посольство США в Нджамене выразило готовность оказать ей в этом посильную помощь.

 

И неважно, что, по мнению самого же посольства, чадское правительство, вероятно, не может позволить себе эти самолеты, что оно было нечестным в вопросе о целях их приобретения и планировало использовать самолеты для подавления продемократического восстания.

 

«Волей-неволей мы пришли к заключению, что в наших интересах способствовать, в той или иной форме, совершению этой торговой сделки», - писал в донесении тогдашний посол Госдепартаменту.

 

В последующие годы правительство Чада и люди, связанные с компанией Lockheed, неустанно работали над тем, чтобы сделка состоялась. Президент Чада Идрис Деби (Idriss Deby) лично написал президенту Джорджу В. Бушу, испрашивая у него разрешения на продажу.

 

В конечном счете, в ноябре 2009 года посольство опять высказалось в пользу расширения продаж модифицированных C-130, аргументируя это тем, что данная сделка якобы способствует укреплению интересов США в регионе. Ни компания Lockheed, ни Госдепартамент не уточняют, произошла ли уже эта сделка или ее осуществление только ожидается.

 

Посольство в Чаде вряд ли чем-то сильно отличается от других. После обзора тысяч страниц дипломатических донесений, отправленных за прошедшее десятилетие, а ныне попавших на сайт WikiLeaks и предоставленных агентству Reuters третьей стороной, вырисовывается картина, изображающая кадровых дипломатов и политических ставленников, которые ни перед чем не остановятся, чтобы продать американские продукты и услуги и не допустить аналогичным продаж другими странами.

 

Да, с конца холодной войны эта деятельность составляет значительную часть их работы. И ни о каких злоупотреблениях в донесениях речь не идет. Однако в некоторых случаях усилия в этом направления оказывались настолько энергичными, что вставал вопрос, где же проходит граница между дипломатией и торговлей, и существует ли она вообще.

 

«Правительство США имеет широкую, хотя и не безграничную, свободу действий с целью продвижения и способствования коммерческим интересам США за границей. Мы, конечно, не можем при этом нарушать местные законы», - говорит представитель Госдепартамента в ответ на задаваемые ему в серии донесений вопросы.

 

Сила или убеждение 

 

Опытные дипломаты указывают на происшедший в начале 1990-х сдвиг, начало которому положило введение бывшим госсекретарем Лоуренс Иглбергер (Lawrence Eagleburger) так называемого «Билля о правах предпринимательства в США», ("Bill of Rights for U.S. Business"). Профессиональный кадровый дипломат, Иглбергер стремилась к тому, чтобы американские корпорации обладали влиянием в вопросах, представляющих международный интерес – это значительное изменение по сравнению с прежней ситуацией.

 

«Прежде американских дипломатов не особенно поощряли оказывать помощь американским предпринимателям. Их полностью поглощали сражения в рамках холодной войны, - делится воспоминаниями один бывший американский дипломат, работавший в Азии. – Совершенно неожиданно нам было задано новое направление: если единственная компания США стремится вести дела в стране, мы должны рекомендовать ее, прямо указав ее название; если же интерес проявляет больше одной американской компании, нам следовало подчеркнуть преимущества покупки американского продукта».

 

Результаты дали себя знать относительно быстро, отметил этот дипломат, и вполне явно: «Было приятно видеть, насколько большое влияние оказывало вовремя сказанное американским послом слово. А если в ходе конкуренции стороны использовали какую-то хитроумную тактику, посол мог подойти к премьер-министру и спокойно заявить: «Мы знаем, что происходит», и этого было бы достаточно, чтобы расстроить все махинации». 

 

Донесение января 2009 из Испании показывает, как дипломатический корпус развил свои способности в решении коммерческих вопросов. Посол США Эдуардо Агуирре (Eduardo Aguirre), уходя с поста, в своей прощальной ноте упомянул о том, что американские компании были не в состоянии выиграть контракты на поставки в этой стране. Некоторые компании, рассказал посол, угрожали, что, если они не получат контракты, то полностью уйдут из Испании. 

 

Агуирре рассказал, что сообщил об этих жалобах премьер-министру Хосе Луису Cапатеро (Jose Luis Zapatero) – который, как говорится в том же донесении, ранее просил Агуирре «давать ему знать, если будет происходить что-то важное (для американского правительства), и он примет нужные меры».

 

Когда компания General Electric решила выставить свою кандидатуру на тендере по поставкам вертолетных двигателей министерству обороны, в котором уже участвовала  компания Rolls Royce, американское правительство поддержало это предложение. Компания GE заявила посольству, что, если она не выиграет контракт, часть ее бизнеса в Испании закроется, и посольство передало эту информацию экономическому советнику Сапатеро.

 

«Хотя из разных источником поступала информация, позволяющая ожидать, что министерство обороны передаст контракт компании Rolls Royce, Moncloa – кабинет президента, отменил решение и было объявлено, что торги выиграла GE. Посол убежден, что это дело не обошлось без личного вмешательства Сапатеро, высказавшегося в пользу GE», - говорится в телеграмме. (На испанском языке название поста Сапатеро звучит как «председатель правительства», хотя по-английски его обычно называют премьер-министром).

 

В декабре прошлого года представитель Сапатеро отрицал, что подобное вмешательство имело место. Компания GE прокомментировать ситуацию отказалась.

 

Потом наступила очередь компании Halliburton, компании нефтепромыслового обслуживания, название которой стало синонимом слишком тесных, в глазах критиков, связей с администрации Буша с корпоративной Америкой. Тогдашний вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) ранее был генеральным директором компании Halliburton, и сохранял сложные финансовые связи с компанией и после того, как занял государственный пост.

 

Как говорится в донесении 2003 года, заместитель генерального директора национальной нефтяной компании Abu Dhabi National Oil Co. попросил сотрудников экономического отдела местного посольства предложить «компаниям участвовать в совместном предприятии» по оказанию нефтепромысловых сервисных услуг в стране. Посольство в ответ назвало только одну фирму, Halliburton, с которой в конечном итоге и был подписан контракт.

 

«В данном случае речь шла о небольших деньгах, однако показателен неформальный  способ, нередко используемый администрацией для облегчения ситуации и обеспечения преимуществ для американских компаний», - заявляет автор этого донесения, ставшего частью обширного доклада Госдепартаменту о достижениях работы посольства.

 

На вопрос о сделке представитель компании заявил: «Halliburton понятия не имеет о каких-либо отношениях между представителями правительства США, работающими в ОАЭ, и любыми организациями в ОАЕ, имеющими отношение к заключению контрактов в 2002 году». 

 

Марсель Вахба (Marcelle Wahba), профессиональный дипломат, работавшая послом в Объединенных Арабских Эмиратах в то время, отметила, что именно такие отношения и ожидались от американских дипломатов на рубеже 21 столетия.

 

«Я, как посол, уже помыслить себе не могу эпоху, когда мог пройти целый месяц без того, чтобы передо мной встал какой-нибудь коммерческий вопрос, - заявила она в интервью агентству Reuters. – Некоторые администрации уделяют этому больше внимания, другие меньше, но я теперь думаю, независимо от того, кто стоит у власти, это, действительно стало неотъемлемой частью круга обязанностей Госдепартамента».

 

В некоем дипломатическом донесении описывается настойчивость дипломатов США, пытающихся заключить сделку, связанную с оружием и с очень крупными партиями мороженых цыплят.

 

В 2005 году тайское правительство начало присматривать новые военные реактивные истребители; выбор шел между продукцией американской компании Lockheed Martin, российским истребителем «Сухой» и шведским Saab’ом. Таиланд открыто давал понять, что всякая подписываемая им сделка подразумевает встречное торговое соглашение на сумму не менее чем 50 процентов от исходной – мы покупаем X, а вы помогаете нам продать Y.

 

Для американского посольства в Бангкоке получение этого заказа означало достижение сразу двух целей: помощь компании Lockheed и блокирование продаж российских самолетов. Однако небольшое осложнение было с условиями сделки – тайское правительство не желало платить наличными. Вместо этого предлагалось закупить 80 000 тонн замороженных цыплят.

 

«Наши источники из посольства заявили, что пока предложение Lockheed Martin по продаже F-16 не будет включать также встречную сделку, тайское правительство не собирается серьезно его рассматривать. Источники также полагают, что особенно приветствовалось бы предложение, подразумевающее покупку тайских цыплят», - сообщило посольство в телеграмме в марте 2005 года, подготавливая почву для соревнования.

 

В майском донесении 2005 года говорилось, что [тогдашний] тайский премьер-министр Таксин Чинаватра в личной беседе с адмиралом Уильямом Фаллоном, (William Fallon), тогдашним главой Тихоокеанского командования США, поднял вопрос о бартерной сделке, включающей продажу птицы. Через несколько дней Таксину доложили, что Lockheed готов к сотрудничеству.

 

«Такова была тактика ведения переговоров Таксина. Однако Lockheed довольно долго тянул и не спешил принимать на себя какие-либо обязательства. Наконец, они договорились о проведении переговоров; но было уже поздно», - заявил бывший дипломат США в Азии, назвав этот эпизод «комичным».

 

Однако на этом дело не закончилось. После военного переворота новое тайское правительство, в конечном счете, закупило шведские реактивные самолеты, опасаясь, что самолеты компании Lockheed ему не позволят приобрести в связи с санкциями, наложенными на Таиланд после переворота. (Посольство пыталось разубедить в этом правительство, но безуспешно).

 

Компания Lockheed комментировать конкуренцию за поставки истребителей в Таиланд, как и предполагаемую продажу самолетов в Чад, отказалась.  

 

Продажа оружия превыше всего 

 

Иногда создается впечатление, что продажи оружия идут вразрез с заявленной США политикой. 

 

Когда США продают оружие или секретные оборонные технологии другим правительствам, от последних требуется заверение в том, что они не передадут приобретаемые товары третьим сторонам, не имеющим права ими пользоваться. Донесения из Вашингтона описывают обеспокоенность официальных лиц США в связи с обнаружением того факта, что военные технологии и оружие попадают в опасные руки. 

 

Однако ни в одном из этих донесений не сообщается о каких-либо конкретных мерах пресечения в отношении стран-нарушителей. Не говорится в них и ни о каких-либо изменениях  в тактике дальнейшего взаимодействия с нарушителями.

 

В 2009 году госсекретарь Хилари Клинтон письменно обратилась к официальным лицам в посольстве США в Каире, сообщив о подозрениях Госдепартамента о том, что Египет за три года шесть раз нарушил «соглашения с США о конечном пользователе». В одном случае чиновники из египетского Министерства обороны якобы позволили китайским военным представителям исследовать американские истребители F-16 и сопутствующие технические средства.

 

Однако единственным предложением Хилари Клинтон в связи с этим стал призыв к встрече с египтянами для обсуждения путей улучшения соблюдения условия продаж. При этом она сообщила, что правительство очень заинтересовано в том, чтобы продолжать продажи оружия Египту.

 

«В наши планы входит продолжение и развитие сотрудничества в области совместного производства танков M1A1, если египетское правительство будет соблюдать достигнутые договоренности (с рабочей группой по надзору за конечным применением). - В ожидании успешного завершения встречи (группы) мы бы подготовились к возможно быстрому продвижению сделки по приобретению истребителей F-16». 

 

Предшественница Клинтон Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заняла аналогичную неопределенную позицию, когда обнаружилось, что легкое противотанковое оружие и гранаты, проданные Гондурасу, оказались в Мексике и Колумбии.

 

В донесении 2008 года Райс просила официальные лица США в Гондурасе напомнить правительству Гондураса о его соглашениях с США о конечном использовании продаваемых вооружений и предостеречь гондурасцев, что «невыполнение их обязательств может подвергнуть риску некоторые аспекты будущего двустороннего сотрудничества в сфере безопасности». 

 

У всего есть предел

 

Нельзя сказать, чтобы дипломатия никогда не одерживала верх над коммерцией.

 

В серии донесений 2005 года посольство в Вильнюсе информировало об итогах обсуждения ситуации с крупнейшей нефтяной компанией ConocoPhillips, заинтересованной в приобретении единственного нефтеперерабатывающего завода Литвы, Mazeikiu Nafta. Российский «Юкос» оказался перед лицом необходимости продать нефтеперерабатывающий завод, когда российские власти стали преследовать эту компанию, обвинив ее в неуплате налогов.

 

Предложение компании Conoco состояло в совместном приобретении литовского НПЗ на условиях 50/50 с российской нефтяной фирмой «Лукойл», которая, по данным посольства, уже давно обвинялась в незаконном вмешательстве в литовскую политику и в использовании подкупа.

 

В донесении от 4 ноября 2005 года посольство уведомляло, что председатель правления компании Conoco Джим Малва (Jim Mulva) якобы сообщил сотрудникам посольства, что он допускает, что все слухи о недостойном поведении компании «Лукойл» были на самом деле правдой. Его удивительное признание в том, что его торговый партнер, вероятно, справедливо обвиняется в коррупции, заставил сотрудников посольства задуматься.

 

«Признание Малвы, что «Лукойл», вероятно, был замешан в грязных делах в Литве не способствует доверию к прозрачности операции «Лукойл»-СР. Учитывая наши более общие интересы в этой стране, мы рекомендуем не принимать прямого участия в торгах по продаже Mazeikiu Nafta, пусть даже тандем CP-«Лукойл» является единственным «американским» участником торгов», - сообщали сотрудники посольства.

 

По словам представителя компании ConocoPhillips Джона Роупера (John Roper), компания отказывается давать пояснения по этому вопросу.

 

Сотрудники посольства не питают иллюзий относительно того, чем является их работа.

 

«К тому моменту, когда я в 1998 году ушел с дипломатической службы, ситуация в этой сфере уже коренным образом изменилась; активное участие в коммерческой программе, использование престижа посла и приемов в посольстве или в резиденции посла для того, чтобы способствовать торговле, было значительной частью моей деятельности», - рассказывает Том Найлз, (Tom Niles), бывший посол США в Канаде, Европейском Союзе и в Греции.

 

Найлз, бывший председатель Совета США по международному бизнесу, неоднократно отмечал, что сейчас посол США является в той же мере«главным коммерческим представителем» американских деловых интересов, в какой они исполняют дипломатическую роль.

 

«Мы, может быть, несколько поздно встали на этот путь. Европейцы раньше нас поняли решающую роль международной торговли в росте и развитии своей экономики», - заявил Найлз.

 

Вахба, бывший посол в ОАЭ, согласна с этим заявлением.

 

«Зачастую европейские послы только этим и занимаются», - заявила она, добавив, что было бы трудно усмотреть иную причину в том, какое значение некоторые страны придают своим посольствам.

 

(Над статьей работали Эмили Флиттер (Emily Flitter) в Нью-Йорке, Марка Хозенбала (Mark Hosenball) и Андреа Шалал-Эса в Вашингтоне и Скотта Мэлона (Scott Malone) в Бостоне; под редакцией Джима Импоко (Jim Impoco) и Клаудии Парсонс (Claudia Parsons)).