Это была громоподобная демонстрация канадской решимости в отношении своего севера. В ней участвовали ревущие истребители, фрегат и даже подводная лодка. Однако проведенный недавно опрос показал, что такие упражнения в военной удали усиливают ошибочное представление населения о том, что Арктика в опасности.
Когда премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) и министр обороны Питер Маккей (Peter MacKay) позировали полтора года назад перед камерами, стоя на палубе корабля канадских ВМС «Торонто», шедшего по заливу Фробишера, проведенные в стране опросы показали следующее: большинство канадцев считает, что север страны находится в опасности, хотя руководство Министерства обороны такие оценки не разделяет.
«Три из пяти канадцев (60%), живущих севернее 60-й параллели, и половина канадцев (52%) живущих южнее, считают, что существует угроза канадскому суверенитету в Арктике, а также угроза северным границам Канады», - говорится в исследовании Environics за 2009 год.
Опрос этот проводился по заказу Министерства обороны, а его результаты были опубликованы после долгих проволочек в соответствии с законом о доступе к информации.
Но в служебной записке Министерства обороны за тот же год на имя министра обороны сообщается, что никакой реальной угрозы не существует.
«В Арктике больше не существует традиционных военных угроз», - говорится в этой служебной записке от 11 августа 2009 года, доступ к которой Canadian Press удалось получить в соответствии с требованиями упомянутого закона.
«Возобновление российских военных учений в регионе это демонстрация, свидетельствующая в большей мере о желании Москвы казаться серьезной мировой державой, нежели о возврате к вооруженному противостоянию времен холодной войны».
В исследовании Environics говорится, что семь из 10 человек обеспокоены тем вызовом, который другие страны могут бросить канадским правопритязаниям на Арктику, и что лучший способ действий в таких условиях это не дипломатия, а наращивание военной силы.
«Канадцы сами называют наращивание военного присутствия лучшим способом для четкого обозначения канадских претензий на территорию Арктики», - говорится в аналитической записке, прилагаемой к результатам опроса.
Опрос высветил важность надлежащего проведения картографических работ в Арктике. Но его результаты отнюдь не свидетельствуют о вере людей в переговоры по международным границам с другими арктическими государствами, в том числе, с США, Россией, Данией и Норвегией.
Это исследование помогает взглянуть на то, как консерваторы помогли сформировать общественное мнение за несколько лет после того, как Харпер впервые заявил, что Канаде предстоит «либо использовать, либо потерять» Арктику.
Данное исследование также создало соответствующий фон для проведения недавнего опроса по Арктике в восьми странах. Опрос был организован по заявке Школы международных отношений им. Мунка при университете Торонто. Он показал, что канадцы более агрессивно, чем остальные страны, настроены на защиту своих северных рубежей.
«Риторика Консервативной партии по поводу существования угрозы находит реальный отклик у канадцев», - говорит эксперт по Арктике из Университета Калгари Роб Хьюберт (Rob Huebert).
«Я думаю, канадцы, читая прессу, приходят к выводу о том, что угроза действительно существует».
По словам Хьюберта, такое впечатление усиливается и из-за того внимания, которое уделяется регулярным полетам российской военной авиации. Здесь консерваторы не упускают возможности побряцать оружием.
Исследование Environics также показало, что в обществе существует путаница относительно того, какая территория принадлежит канадцам. Лишь 30% жителей юга и 25% респондентов с севера страны правильно назвали в качестве северного рубежа Канады Северный Ледовитый океан. Большая же часть опрошенных назвала Северо-Западный проход.
По данным опроса, самая большая проблема, грозящая Арктике, это климатические изменения и экономика. Но здесь опросы продемонстрировали расхождение во мнениях севера и юга. Если население севера страны беспокоит безработица и нехватка жилья, то жителей юга больше тревожат вопросы суверенитета и права на обладание ресурсами.
Исследование по Арктике включало в себя телефонный опрос 1450 жителей южной части страны и 450 северной. Предел погрешности на юге составлял плюс или минус 2,6%; на севере – 4,6%.
По словам Маккея, позиция консерваторов по северу это не просто дымовая завеса и пускание пыли в глаза. Он указывает на отнюдь не виртуальную политику созданного недавно учебного центра по подготовке к ведению боевых действий в Арктике, на запланированный к строительству глубоководный порт и на сторожевые корабли.
«Наше правительство предпринимает необходимые меры, чтобы мы могли ответить на любые вызовы, способные возникнуть на арктических территориях Канады в предстоящие годы и десятилетия», - заявил Маккей в своем сообщении, отправленном в понедельник по электронной почте.
По словам Хьюберта, опасность нагнетания обеспокоенности в обществе состоит в том, что канадским переговорщикам будет сложнее договариваться с другими странами о границах, когда после 2013 года начнутся соответствующие переговоры.
В записке Маккея от 2009 года говорится, что «сотрудничество с региональными партнерами будет важной составляющей в обеспечении того, чтобы Министерство обороны и вооруженные силы Канады могли действовать на севере эффективно и с наименьшими затратами».
Там отмечается, что Канаде следует чаще разговаривать с другими странами в целях более успешного взаимодействия и координации усилий.