9 марта американский вице-президент Джо Байден встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым. На следующий день запланирована его встреча с российским премьер-министром Владимиром Путиным. Кремль считает Байдена «ястребом» американской внешней политики, особенно в вопросах, касающихся Евразии. Визит вице-президента в Москву состоялся в период неоднозначности в отношениях между Россией и Соединенными Штатами: две страны сотрудничают все активнее, но между ними остается много нерешенных проблем.
Анализ ситуации
Вице-президент США Джо Байден начал официальную часть своего визита в Москву 9 марта со встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым. 10 марта должна состояться его встреча с премьер-министром Владимиром Путиным. Это первые известные прямые переговоры Байдена с кремлевским руководством.
Во время своего нахождения на посту вице-президента Байден играет роль авангарда во внешней политике Вашингтона в Евразии, и Кремль это замечает. Байден представлял администрацию президента США Барака Обамы на мюнхенской конференции по безопасности спустя всего несколько месяцев после ноябрьских выборов 2008 года. В октябре 2009 года он бросил открытый и явный вызов Кремлю, когда выступил в Бухаресте с речью и призвал страны Центральной Европы дать отпор России с ее попытками создания сферы влияния. Затем Байден пошел еще дальше и заявил, что Соединенные Штаты считают сферы влияния отголоском мышления 19-го века, дав тем самым понять, что Вашингтон не согласен с российской гегемонией на постсоветском пространстве. Что еще важнее, он призвал страны, бывшие в прошлом сателлитами Советского Союза, помогать не входящим в Российскую Федерацию республикам на постсоветском пространстве свергать авторитарные системы и сохранять свою независимость.
Этот вызов прозвучал в момент, когда динамика российско-американских отношений начинала меняться, приобретая новый характер – с существенными нюансами и не столь откровенно враждебный. Это был сигнал о том, что Вашингтон тоже умеет играть в «хорошего полицейского, плохого полицейского», подобно той игре, которую ведут Медведев и Путин.
Поэтому, хотя Вашингтон и Москва после 2009 года сотрудничают, казалось бы, все активнее, между ними остаются некоторые неурегулированные разногласия и нерешенные проблемы. Более того, общая атмосфера российско-американских отношений остается двойственной. И именно в такой атмосфере проходит визит Байдена в Москву.
Разрядка
Российско-американские отношения в середине 2000-х годов характеризовались в основном враждебностью. Россия к тому времени достаточно окрепла, чтобы приступить к действиям за пределами собственных границ. Она начала бороться с западным влиянием на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. В эти годы, совпавшие по времени со вторым периодом правления администрации Джорджа Буша и началом президентской власти Обамы, появились незначительные проблески сотрудничества по конкретным вопросам, таким как российская поддержка действиям США в Афганистане. Несмотря на активное взаимодействие по отдельным вопросам в единовременном порядке, отношения между двумя бывшим противниками по холодной войне остаются напряженными. Это привело к целой серии мер и контрмер, таких как поддержка Запада косовской независимости, российская война с Грузией, американская ПРО в Польше, развертывание российских ракет в Калининградской области, поддержка России Ирану и экспансия НАТО на территории бывших советских государств. Конфликтующих интересов и острых проблем хватало с избытком.
Но в 2009 году произошел новый сдвиг в российско-американских отношениях. Несмотря на сохраняющиеся проблемы, Москва и Вашингтон заключили сделку, начав так называемую перезагрузку. Такой сдвиг произошел по двум причинам. Во-первых, Соединенные Штаты Америки опасно увязли в своих обязательствах на Ближнем Востоке и в Южной Азии, и нуждались в поддержке России. Во-вторых, Россия чувствовала себя все комфортнее в своей борьбе с западным влиянием на постсоветском пространстве – особенно когда добилась успеха на Украине и на Кавказе. Теперь она могла поменять свою тактику в отношениях с Западом. У России появилась возможность перейти от агрессивности к сотрудничеству в отношениях с Западом, чтобы попеременно то сражаться с ним, то использовать его в соответствии со своими потребностями.
После начала перезагрузки в 2009 году разногласия между Вашингтоном и Москвой в основном утихли, а на смену им постепенно пришло сотрудничество по многочисленным вопросам. Россия решительно усилила свою поддержку действиям коалиционных сил в Афганистане под руководством США, оказав помощь в транзите грузов военного назначения. Россия отказалась от своей открытой поддержки Ирану, одобрив санкции Совета Безопасности ООН против этой страны. Соединенные Штаты Америки – как правительство, так и деловые круги – с энтузиазмом поддержали усилия России по модернизации, пообещав ей крупные инвестиции, стратегические технологии и совместные экономические проекты.
Таким образом, сегодня российско-американские отношения нельзя назвать ни враждебными, ни дружественными. Они более сложные, и в них существует масса нюансов. Нерешенным остается вопрос о том, что будет дальше в отношениях между Вашингтоном и Москвой в сегодняшних условиях, когда Соединенные Штаты пытаются свернуть свое присутствие в исламском мире, а Россия прилагает усилия по распространению своего влияния дальше на Евразию, действуя уже за пределами постсоветской сферы. Возникли условия для нового сдвига в российско-американских отношениях. Именно этот вопрос обсуждают Байден, Медведев и Путин.
Точка конфликта: битва за Евразию
Проблема заключается в том, что проблемы, не решенные до наступления нынешней разрядки в отношениях, не только сохраняются, но и усиливаются.
Главная точка конфликта между Москвой и Вашингтоном (как в прошлом, так и в настоящем) это вопрос о доминирующем положении в Евразии. До 2009 года начинала оформляться целая серия непрочных альянсов и договоренностей, в рамках которых Россия сотрудничала с Германией и Францией, а Соединенные Штаты поддерживали Польшу и многие другие страны Центральной Европы. Эти неопределенные и неофициальные альянсы начали возникать (как неоднократно случалось прежде) в связи с тем, что два бывших противника по холодной войне разделили Европу и бывшие советские государства по географическому признаку. Россия командовала своими бывшими республиками, находясь в союзе с ведущими странами Западной Европы, а Соединенные Штаты отделили Россию от своих союзников, забрав себе Центральную Европу.
За последние несколько лет эти непрочные альянсы окрепли, создав более устойчивое разделение интересов в Европе. США и Польша продвигаются вперед в реализации мощных инвестиционных проектов, планов по созданию системы противоракетной обороны, а также размещают на польской территории на ротационной основе американские самолеты С-130 и F-16. А Берлин и Париж реализуют целую серию проектов в сотрудничестве с Москвой, включая военные поставки, контракты Германии и Франции с Россией, совместные экономические проекты в сфере транспорта, энергетики и связи, и даже предлагаемое соглашение о безопасности, которое привяжет Россию к Европе. Правда, пока неясно, насколько серьезно Париж и Берлин относятся к последней идее.
Этот раскол Европы привел к появлению таких же разногласий в НАТО. Самым явным свидетельством новых расхождений стали переговоры о Стратегической концепции Североатлантического альянса. Франция и Германия настаивали на включении в документ положения о России как о «стратегическом партнере», и отказались от концепции альянса как оборонительного союза против России. Однако государства Центральной и Восточной Европы воспротивились включению России в качестве партнера и потребовали, чтобы территориальная оборона оставалась основополагающим принципом НАТО.
Главным для структур Североатлантического альянса, а также для российско-американских отношений остается вопрос о ПРО. Он был конфликтной точкой изначально, поскольку Соединенные Штаты подписали соглашение с Польшей о размещении на ее территории ракет-перехватчиков из системы ПРО, причем официально об этом соглашении было объявлено спустя несколько дней после российского вторжения в Грузию. Сейчас этот вопрос касается всех стран-членов НАТО. На прошлой неделе госсекретарь США Хиллари Клинтон и польский министр иностранных дел Радослав Сикорский заключили соглашение о размещении в Польше к 2018 году американских зенитно-ракетных комплексов наземного базирования SM-3. Соединенные Штаты уже развернули в этой стране на ротационной основе батарею ракет «Пэтриот» - исключительно для целей подготовки войск, а также дали понять, что готовы на постоянной основе развернуть в Польше к 2013 году авиационный отряд в составе С-130 и F-16, которые будут регулярно меняться.
Однако Россия подвергла критике соглашение по ПРО, а ряд стран-членов НАТО, включая Германию и Францию, умеренно поддержали ее. Россия выдвинула встречное предложение о своем участии в системе противоракетной обороны НАТО, однако Вашингтон и страны Центральной Европы это предложение отвергли. Западные европейцы, особенно Германия, готовы рассмотреть вопрос об отдельной, но интегрированной (до определенного уровня) системе. Участие России в европейской противоракетной обороне убедит ее в том, что Вашингтон не использует данный вопрос для укрепления альянса с Польшей и распространения своего влияния дальше на постсоветскую сферу.
Дальнейшее сотрудничество
Даже если Россия и Соединенные Штаты не готовы заниматься решением важного стратегического вопроса о настоящем и будущем своих взаимоотношений, а также приступить к урегулированию разногласий между собой, есть некоторые области, в которых они могут продолжать расширять свое сотрудничество.
Первый вопрос самым естественным образом встанет на встрече Байдена с российским руководством: речь идет о нынешней дестабилизации на Ближнем Востоке. В отличие от Соединенных Штатов, Россия не играет значимой роли в динамике событий в нестабильных странах. Однако у нее есть тесные связи с одним из подозреваемых подстрекателей беспорядков во многих нестабильных государствах – с Ираном. Кроме того, Россия начинает замечать признаки такой же нестабильности в ряде бывших советских республик, таких как Азербайджан, что может иметь отношение к Ирану. В интересах России и США проводить скоординированную политику при возникновении подобных событий, а также в отношении их зачинщиков – тем более, что Соединенные Штаты и Россия являются членами Совета Безопасности ООН, который обсуждает проблему продолжающихся беспорядков.
Еще одна область, в которой можно развивать сотрудничество, это поддержка действий в Афганистане. Россия крайне заинтересована в том, чтобы Соединенные Штаты больше зависели от ее содействия. Россия уже осуществляет транзит грузов в Афганистан через свою территорию, а также договорилась о транзите через страны Центральной Азии. Наряду с этим Россия работает над расширением своей поддержки странам НАТО, ранее входившим в Организацию Варшавского договора, и поставляет союзникам оружие и боевую технику.
Визит Байдена вызывает у русских беспокойство по поводу того, что может захотеть обсудить настороженно относящийся к России вице-президент. И хотя враждебность между Россией и США сохраняется до сих пор, сотрудничество Москвы и Вашингтона способно создать ощущение теплоты в отношениях двух стран - несмотря на то, что ситуация здесь намного более сложная.