Директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер (James Clapper) произвел в четверг фурор во время выступления в сенатском комитете по делам вооруженных сил, когда назвал Китай и Россию «смертельной угрозой» для США.
Его замечания, прозвучавшие в ответ на вопрос сенатора-демократа от Западной Виргинии Джо Манчина (Joe Manchin), вызвали тревогу у сенаторов от обеих партий. В конце концов, у США в основном дружественные отношения как с Китаем, так и с Россией.
Иран и Северная Корея? Здесь дружбой не пахнет. Поэтому сенаторы были ошеломлены, если не сказать большего, тем, что два этих члена «оси зла» не были названы.
Сенаторы настолько встревожились, что председатель комитета Карл Левин (Carl Levin) попытался помочь Клэпперу «пересмотреть и расширить» свои высказывания, как любят говорить в Конгрессе.
Между тем, заявление о «смертельной угрозе», а также высказывание Клэппера о том, что ливийский лидер Муаммар Каддафи, скорее всего, отразит попытки свергнуть его, заставили сенатора Линдси Грэма (Lindsey Graham) выступить с требованием об отставке Клэппера, а если этого не произойдет, призвать сделать это президента Обаму.
Ниже приводится обмен репликами по поводу «смертельной угрозы».
МАНЧИН: Во-первых, директор Клэппер, я бы хотел спросить вас, и первый вопрос будет такой. Что, по вашей оценке, является величайшей угрозой Соединенным Штатам Америки в мире: это укрепление их армий, их обороны, это их экономическая угроза или сочетание двух угроз?
КЛЭППЕР: Вы говорите о государствах, сэр?
МАНЧИН: Да.
КЛЭППЕР: Прошу прощения?
МАНЧИН: Да, о странах.
КЛЭППЕР: Что ж, страна… Ну, строго говоря… Что ж, безусловно, у русских – и вы это знаете – имеется очень мощный ядерный арсенал, даже – который представляет для нас, знаете ли, потенциально смертельную угрозу. Я не думаю, что у них есть намерение его использовать.
Безусловно, Китай наращивает свой военный потенциал. У него полный набор неядерных и стратегических сил, которые Китай постоянно наращивает. Поэтому они тоже с точки зрения возможностей потенциально представляют для нас угрозу – смертельную угрозу. Но здесь присутствует вопрос, на который мы, как вы знаете, всегда отвечаем с трудом. Это вопрос о соотношении намерений и возможностей.
Высказав все это, я все-таки больше всего беспокоюсь не об угрозах для нас со стороны государства, а со стороны терроризма, как я отмечал в своем первом заявлении.
Получив спустя несколько минут возможность высказаться, Левин постарался расставить все по местам.
ЛЕВИН: Сенатор Манчин задал вопрос. Откровенно говоря, меня несколько удивил ваш ответ, директор Клэппер. Он задал очень прямой вопрос о том, кто представляет самую большую угрозу Соединенным Штатам. И ваш первый ответ был – Россия. А затем вы как бы разъяснили это, сказав, что речь идет о возможностях. Но вы тут же отметили, что у них нет ни малейшего намерения использовать эти возможности. Но меня все равно несколько удивил ваш ответ. Следующим был Китай, который также обладает такими возможностями, и также, насколько я понял, не имеет намерений ими воспользоваться.
При этом вы не упомянули ни Иран, ни Северную Корею, хотя лично я в первую очередь подумал о них, когда вам задали этот вопрос. Я был несколько ошеломлен вашим ответом. Я думал, что это весьма ясный вопрос.
КЛЭППЕР: Я думаю – я истолковал этот вопрос следующим образом: какая страна или страны представляют смертельную угрозу Соединенным Штатам.
ЛЕВИН: Обладают потенциалом стать смертельной …
КЛЭППЕР: Да. Поэтому я – первыми мне на ум пришли Россия и Китай – по причине их потенциала.
ЛЕВИН: Так, если бы мы сидели …
КЛЭППЕР: Иран и Северная Корея, как вы знаете, тоже вызывают большую озабоченность. Но я не знаю, представляют ли они в данный момент прямую и смертельную угрозу континентальной части Соединенных Штатов.
ЛЕВИН: А Россия и Китай в данный момент представляют прямую и смертельную угрозу Соединенным Штатам?
КЛЭППЕР: Ну, они обладают такой возможностью, благодаря своим стратегическим ядерным вооружениям.
ЛЕВИН: Правильно.
КЛЭППЕР: Я не думаю …
ЛЕВИН: По таким меркам мы …
КЛЭППЕР: Уровень намерений низок, но потенциалом они определенно обладают.
ЛЕВИН: По таким меркам мы представляем прямую и смертельную угрозу обеим этим странам, так? Мы ведь обладаем возможностью для нападения.
КЛЭППЕР: Да, сэр, обладаем.
ЛЕВИН: Таким образом, вы, будучи главой национальной разведки, не возражаете, если в России и Китае появятся сообщения о том, что Соединенные Штаты представляют прямую и смертельную угрозу России и Китаю?
КЛЭППЕР (отошел от микрофона): Каждая из этих стран определенно обладает стратегическим потенциалом.
ЛЕВИН: И наоборот.
КЛЭППЕР: Да, сэр.
Даже когда Левин попытался показать Клэпперу путь к отступлению, он отказался им воспользоваться. Спустя несколько минут он заявил, что благодаря новому договору СНВ с Россией он считает ее меньшей угрозой, чем Китай.
А затем прозвучали его ответы на вопросы сенаторов по Ливии, которые вкратце можно свести к его ответу на вопрос сенатора Джо Либермана (Joe Lieberman).
КЛЭППЕР: Итак, с точки зрения борьбы на истощение …
ЛИБЕРМАН: Да, так.
КЛЭППЕР: Пока ситуация патовая, с колебаниями то в одну, то в другую сторону; но со временем, в более долгосрочной перспективе, мне кажется, что режим одержит верх.
Это весьма сомнительно, поскольку администрация Обамы и многие ее западные союзники четко заявляют о том, что хотят ухода Каддафи.
Помощники из Белого дома часть своего рабочего дня провели, занимаясь ликвидацией последствий нанесенного ущерба. Советник президента Обамы по национальной безопасности Том Донилон (Tom Donilon) заявил, что дело не в ошибочности суждений Клэппера. Дело в том, что он оценивал ситуацию в Ливии «в статике», не придавая достаточного значения «динамике» развития конфликта, хотя повстанцы одерживают победы в одних местах и одновременно терпят поражение в других.
Когда Джейк Таппер (Jake Tapper) из ABC News спросил Донилона, «доволен» ли президент своим директором по разведке, который не держит в голове всю динамику картины, тот ответил так:
«По первому вопросу: президент очень доволен работой генерала Клэппера, и мы работаем вместе каждый день. Мне задали вопрос по поводу заявления, и я думаю, что моя оценка заявления будет статичной, и что динамику необходимо принимать во внимание.
По работе с оппозицией в рамках анализа динамики. Я сказал, что аспект динамики в оценке не учитывается. Но это надо делать, заглядывая в будущее, на ту усиливающуюся работу международного сообщества, которую оно проводит с оппозицией, начиная с политической поддержки, гуманитарной поддержки, с углубления диалога. Я думаю, это самый лучший ответ».
Но сенатор-республиканец Грэм из Южной Каролины на это не купился.
Вот выдержка с сайта Politico.com:
«Сенатор Линдси Грэм сказал, что Клэппер должен уйти в отставку или быть уволен с поста. Он хочет, чтобы президент Барак Обама «дезавуировал» заявления Клэппера за последние месяцы.
«Я не уверен, что этот джентльмен понимает, в чем заключается его работа, и как его слова могут отразиться на мире», - заявил в четверг этот сенатор-республиканец из Южной Каролины каналу Fox News.
Сенатор-демократ из Калифорнии Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein) не поддержала призыв Грэма об отставке Клэппера, но признала, что его заявление весьма сомнительно. «Я не собираюсь сейчас комментировать [вопрос об отставке]. Что касается вопроса об активнейшем намерении двух стран нанести нам ущерб, я не верю, что этими странами являются Китай и Россия. Поэтому я не понимаю, почему о них зашла речь. В этом вся проблема», - сказала Фейнштейн, возглавляющая специальный комитет Сената по разведке.