Вашингтон - Правительство штата Мэриленд от имени администрации США 23-го и 24 марта проведет в Балтиморе встречу политических лидеров и бизнесменов Западных Балкан с нынешними и потенциальными партнерами ведущей экономической силы мира (Boeing, Lockheed Martin, Cusco i McCormick и многие другие). По словам организаторов об участии в этой конференции, первой в своем роде, заявили практически все лидеры региона – Пахор из Словении, Йосипович (Хорватия), Изетбегович (Босния), Вуянович (Черногория), Груевский (Македония), Тачи (Косово) и Топи (Албания).
В Балтиморе, однако, не будет высоких представителей Сербии: ни Тадича, ни Цветковича, и неизвестно, будет ли среди нескольких сотен приглашенных участников, для которых и организуют эту конференцию, кто-либо из деловых кругов Сербии.
Американские организаторы, как можно было увидеть и услышать в эти дни, разочарованы, хотя и не особо удивлены отказом руководства Сербии. Поскольку, в соответствии с установившейся практикой, сербские власти в последнее время, насколько это возможно, бойкотируют международные мероприятия, правомочными участниками которых выступают представители Косова, организаторам из Мэриленда ясно дали понять, что рассчитывать на участие представителей Сербии в балтиморском саммите не стоит.
Губернатор штата Мэриленд Мартин O'Мели в начале февраля отправил приглашения политическим лидерам и министрам стран региона, Госдепартамент США также принимает активное участие в подготовке и организации конференции, которая, в первую очередь, будет касаться вопросов американских инвестиций и сотрудничества в области энергетики, военной промышленности, туризма, транспорта и информационных технологий.
Американцы не удивлены отсутствием каких-либо объяснений решения Белграда, причем полное молчание по этому вопросу в эти дни охватило и посольство Сербии в Вашингтоне, а также нашего недавно назначенного «посла по экономике», которого Младжан Динкич отправил весной прошлого года в Чикаго.
Впрочем, даже в вашингтонском офисе Американо-сербского делового совета не располагают конкретной информацией о том, сколько из приглашенных бизнесменов из Сербии появятся через десять дней на встрече деловых людей Балкан с нынешними и потенциальными партнерами из США. С другой стороны, в разговоре (который также был неформальным) фигурировало предположение, что в Балтиморе, в частности, будет предоставлена возможность начать гораздо более конкретные действия для улучшения крайне неудовлетворительных торговых отношений между Сербией и Америкой. Впрочем, и эта история Вашингтона начиналась и заканчивалась все тем же пока непреодолимыми «косовским но», которое эти радужные перспективы уже много раз откладывало до лучших времен.
Однако, после безрезультатного ожидания, что жесткие политические позиции Белграда тем временем смягчатся под влиянием неизбежных балканских и международных реалий, в эти дни в США публично была выражена озабоченность по поводу заявления официальных лиц Сербии о бойкоте предстоящей экономическо-инвестиционной конференции в Балтиморе.
«На конференцию приглашены все государства из южного региона Центральной Европы. Недавно мы узнали, что Сербия отказалась от участия из-за приглашения Косову принять участие во встрече. Это разочаровало нас не столько в политическом плане, сколько в экономическом, поскольку Соединенные Штаты Америки - как заявил в 2009 году во время визита в Белград вице-президент Байден - пытаются наладить экономические и деловые связи с Сербией. Сигнал, который поступил из Белграда в виде бойкота конференции, а также препятствий для участия в ее работе сербских бизнесменов, наряду с сотнями предпринимателей и инвесторов из США и Западных Балкан, является очень негативным. Этим бойкотом политика ставится над экономикой и нивелируется то, что считалось искренними усилиями Белграда и Вашингтона построить крепкие экономические отношения», - заявил по этому поводу заместитель помощника Государственного секретаря США Томас Кантримен, который также является организатором и исполнителем главных задач Администрации Обамы в разработке и осуществлении политики США на пост-югославском пространстве.