Военные США разрабатывают программу, которая позволит им тайно манипулировать социальными сетями, такими как Facebook или Twitter, используя подставных личностей, влияющих на онлайн-обсуждения и распространяющих американскую пропаганду.
Калифорнийская корпорация выиграла тендер и заключила контракт с американской Central Command (Centcom), которая контролирует операции американской армии на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Корпорация должна создать «систему контроля онлайн-личности», которая позволит американскому служащему управлять десятью разными личностями по всему миру. Эксперты сравнивают данный проект с попытками китайских властей контролировать и ограничивать свободу слова в интернете. Критики проекта уверены, что данная система позволит американским военным доходить до ложного согласия в нужных дискуссиях, спамить нежелательные мнения и менять сообщения, которые не совпадают с интересами министерства обороны.
Сам факт того, что американские военные разрабатывают механизм по созданию фальшивых онлайн-личностей, которых в интернете называют «ботами», может привести к тому, что правительства других стран, частные компании и негосударственные компании захотят сделать что-то подобное.
Согласно контракту Centcom, каждая фальшивая онлайн-личность должна обладать правдоподобным прошлым и историей, и что любой из 50 управляющих личностями сможет оперировать фальшивыми онлайн-личностями со своих рабочих компьютеров «без страха быть раскрытыми хитрыми противниками».
Представитель Centcom капитан Билл Спикс (Bill Speaks) заявил: «Технология позволяет вести секретную деятельность в блогах на иностранных языках, которая позволит Centcom противостоять экстремистам и вражеской пропаганде за пределами США». Он также заявил, что никаких вмешательств на английском языке не будет, так как было бы незаконно «обращаться к американскому обществу» с данной технологией, и любое англоязычное вмешательство Centcom в социальные медиа становиться сразу заметным. Онлайн-вмешательство планируется вести на четырех языках: арабском, фарси, урду и пушту.
Когда разработка программного обеспечения будет закончена, американские управляющие смогут, работая 24 часа в сутки в одном месте, координировано отвечать на возникающие сообщения в Facebook, Twitter, блогах, чатах и других формах онлайн-общения. По некоторой информации, базироваться центр будет на авиабазе Макдил около города Тампа в штате Флорида, где располагается американский Штаб специальных операций (US Special Operations Command).
Контракт с Centcom требует, чтобы для каждого управляющего был выделен один «личный виртуальный сервер» в США и другие за пределами страны, чтобы создать полное впечатление, что фальшивые личности находятся в разных частях света.
Также контракт требует «смешанного трафика», объединяющего интернет-трафик управляющего с трафиком за пределами Centcom, что позволит создать «идеальное прикрытие и возможность для отрицания вины на основании незнания последствий».
Данный контракт является частью программы «Операция искренний голос» (Operation Earnest Voice (OEV)), которая была разработана для психологической борьбы с онлайн-выступлениями сторонников Аль-Каиды и других сил против войск коалиции в Ираке. С тех пор бюджет программы ОИГ разросся до 200 миллионов долларов. Считается, что программа была использована в Пакистане, Афганистане и на Ближнем Востоке.
Для многих высших американских чинов программа ОИГ является жизненной необходимостью для борьбы с терроризмом и религиозным радикализмом. В прошлом году генерал Девид Петраэс, на тот момент глава Centcom, выступая перед комитетом по вооруженным силам Сената США, описывал программу как «средство борьбы с экстремистской идеологией и пропагандой, и как гарантию того, что объективные мнения имеют возможность быть услышанными в этих регионах». Он заявил, что главной целью американских военных является быть на «стороне правды».
В марте генерал Джен Маттис (Gen Mattis ), возглавивший Centcom, заявил в том же комитете, что ОИГ поддерживает «любую деятельность, связанную с подрывом вражеской идеологии, и включает в себя деятельность в интернете». В Centcom подтвердили, что контракт на сумму в 2,76 миллиона долларов достался компании Ntrepid, недавно зарегистрированной в Лос-Анджелесе. Centcom отказывается сообщать используется ли данная программа в настоящее время, а также любые детали контракта.
В компании Ntrepid отказались от каких-либо комментариев.
В своем выступлении перед комитетом Сената генерал Маттис заявил: «ОИГ создана для того, чтобы подорвать механизм вербовки и тренировки террористов-смертников, отрицать их попадание в рай, а также бороться с экстремистской идеологией и пропагандой». Он также добавил, что Centcom совместно «с партнерами по коалиции» разрабатывает новые технологии и тактики для борьбы «с противником в киберпространстве».
Согласно данным отчета главного генерал-инспектора министерства обороны США в Ираке, ОИГ управляется войсками коалиции, а не Centcom. На вопрос, участвуют ли британские силы в программе ОИГ, министерство обороны Великобритании сообщило, что никаких подтвержденных данных обнаружить не удалось. Министерство обороны также отказывается комментировать, участвует ли оно в разработке программ по управлению личностями, сообщив: «Мы не комментируем деятельность в киберпространстве».
Программа ОИГ обсуждалась в 2010 году на конференции специалистами по электронной безопасности в Вашингтоне, когда высокопоставленный представитель Centcom заявил делегатам, что главная цель программы –«борьба с вражеской пропагандой».
Система контроля онлайн-личности может быть подвержена уголовному преследованию, если будет использована против граждан США, где некоторое число людей-ботов предстали перед судом.
В 2010 году нью-йоркский адвокат, выдававший себя за школьника, был приговорен к тюрьме за «преступное самозванство» и кражу персональных данных.
В настоящее время непонятно, будет ли данная программа противоречить законодательству Великобритании. Специалисты утверждают, что программа может противоречить Акту о подделках и фальсификациях от 1981 года, который утверждает, что человек виновен в подделке, если фальшивые данные выдаются за правдивые и используются для получения выгоды. Как бы то ни было, этот акт применим только если возможно доказать, что сайт или социальная сеть пострадали от данных действий.