ООН – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций проголосовал в четверг за применение военной силы, в том числе, за нанесение авиаударов по ливийским танкам и тяжелой артиллерии, а также за создание бесполетной зоны в небе над Ливией. Это рискованная иностранная интервенция, направленная на предотвращение кровавой расправы преданных полковнику Муаммару Каддафи войск над повстанцами.
После длительных и порой острых дебатов, действуя наперегонки со временем, поскольку войска Каддафи приблизились к столице повстанцев Бенгази на расстояние 160 километров, Совет Безопасности дал странам-членам санкцию на применение «всех необходимых мер» для защиты гражданского населения. Этим дипломатичным эвфемизмом называются военные действия.
По словам дипломатов, резолюция была принята 10 голосами. Россия, Китай, Германия, Бразилия и Индия при голосовании воздержались. Решение было жестким, позволяющим применять целый комплекс мер, включая нанесение ударов по системам ПВО и ракетных ударов с кораблей. Военные действия могут начаться в ближайшие часы, заявили дипломаты.
Бенгази начал ликовать, узнав о принятой резолюции. «Мы обнимаем друг друга, - сказала представительница совета повстанцев в Бенгази Имам Бугайгис (Imam Bugaighis). – Люди в приподнятом настроении. Мировое сообщество не подвело нас, хотя и немного запоздало».
Голосование состоялось после призывов о помощи со стороны арабского мира и напряженных дебатов в Вашингтоне. Но без ответов осталось множество важных вопросов: кто будет руководить этими действиями, какую роль в этом будут играть Соединенные Штаты, и достаточно ли осталось времени, чтобы помешать полковнику Каддафи отвоевать Бенгази у повстанцев и подавить восстание, которое, как казалось ранее, вот-вот приведет к его свержению. После голосования президент Обама провел совещание с Советом национальной безопасности, на котором обсуждались возможные варианты действий, сказали европейские представители. Он также говорил в четверг вечером по телефону с премьер-министром Британии Дэвидом Кэмероном и президентом Франции Николя Саркози, заявил Белый дом.
Выступая перед голосованием по радио в Триполи и отвечая на вопросы слушателей, полковник Каддафи подлил масла в огонь, заявив, что его войска начнут наступление на Бенгази уже ночью.
«Мы очистим дом за домом, комнату за комнатой. Все кончено. Вопрос решен», - сказал он, пообещав амнистию тем, кто сложит оружие. А решившим продолжать сопротивление Каддафи заявил: «Мы найдем вас в ваших шкафах. И вам не будет ни пощады, ни жалости».
После голосования в СБ ООН заместитель министра иностранных дел Ливии Халид Каим (Khalid Kaim) заявил рано утром в пятницу на пресс-конференции в Триполи, что правительство Каддафи приветствует прозвучавший в резолюции призыв о защите мирного населения, сказав, что его правительство всегда стремилось к этому. Вместе с тем, он предупредил зарубежные государства о недопустимости вооружения повстанцев. «Это будет означать, что они призывают ливийцев убивать друг друга», - отметил он.
По словам Каима, правительство Каддафи готово к заключению перемирия с мятежниками, «но нам надо провести с кем-то переговоры по техническим деталям такого решения». Вместе с тем, он отказался подтвердить, что правительственные войска продолжают стремительно продвигаться к Бенгази.
Директор исследований из Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Джеймс Линдсей (James M. Lindsay) сказал по поводу решения Совета Безопасности следующее: «Сейчас остановить Каддафи будет труднее, чем неделю назад. Вопрос будет решаться не в небе над Бенгази. Придется уничтожать танки, артиллерийские позиции и реактивные системы залпового огня на земле».
По словам Линдсея, для этого потребуются ударные вертолеты и другие летательные аппараты непосредственной огневой поддержки, но не современные истребители. Другие аналитики заявляют, что для отражения атак полковника Каддафи могут понадобиться наземные войска. Высокопоставленный представитель США такой вариант исключил.
Официальный представитель Пентагона сказал в четверг, что пока еще не принято решение о том, какого рода боевые действия могут осуществить против Ливии Соединенные Штаты вместе с союзниками, и будут ли такие действия предприниматься вообще. По его словам, процесс выработки планов для чрезвычайной ситуации продолжается, решается целый комплекс вопросов касательно проведения операций, включая вопрос о бесполетной зоне. Однако степень участия США, кроме оказания поддержки, пока не ясна.
Скорее всего, такая поддержка будет оказываться силами и средствами, которые уже имеются в этом регионе у США. Это самолеты радиолокационного обнаружения АВАКС, помогающие руководить действиями авиации в случае нанесения авиационных ударов, другая разведывательная авиация и около 400 морских пехотинцев, находящихся на борту двух действующих в этом регионе десантных кораблей. Это корабли Kearsarge и Ponce.
Американцы могут также предоставить самолеты для создания радиопомех в международном воздушном пространстве, чтобы нарушить связь между ливийским руководством и его армейскими частями.
По словам европейского дипломата, Британия и Франция пока находятся в ожидании, желая услышать, какую роль возьмут на себя Соединенные Штаты в военных действия в Ливии. «Один из вопросов, который необходимо решить, - сказал он, - заключается в том, будут ли осуществлять командование и управление Британия либо Франция».
Кроме того, отметил этот дипломат, официальные представители Британии, Франции и США решительно требуют, чтобы страны-члены Лиги арабских государств также приняли участие в военных действиях и взяли на себя часть расходов по их проведению. Они также настаивают на том, чтобы НАТО не руководила этими операциями, дабы не создавать впечатление, будто Запад напал на очередную мусульманскую страну.
Соединенные Штаты в ходе дебатов о военном участии вели себя весьма путано. Вначале они активно выразили свое нежелание участвовать в очередном вооруженном конфликте в мусульманской стране, но затем занервничали, услышав сообщения о победах Каддафи.
Однако, как отмечают дипломаты, нравственная потребность защитить гражданское население от полковника Каддафи и политическая позиция США, мешающая им пассивно наблюдать со стороны, как отъявленный диктатор силой подавляет демократическое восстание, помогли устранить все остававшиеся у Америки сомнения.
Назвав полковника Каддафи угрожающим «созданием», у которого отсутствуют нравственные ограничения, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила в четверг, что у мирового сообщества не остается иного выбора, кроме активных действий. «Хорошего выбора здесь нет. Если его не убрать, если не поддержать оппозицию, если он останется у власти, то неизвестно, что он сделает», - заявила в четверг Клинтон, находясь в Тунисе.
Она отметила, что Каддафи сотворит «ужасные вещи» с Ливией и ее соседями. «Это в его характере. Бывают создания такого рода». Ее выступление, которому аплодировала аудитория в студии, стало самой жесткой критикой личного характера в адрес ливийского лидера. Оно было чем-то похоже на заявление президента Рональда Рейгана, назвавшего в свое время Каддафи «бешеным псом Ближнего Востока».
Резолюция, инициатором которой стала арабская страна Ливан, нашла мощную поддержку у Франции, Британии и США. В ней открыто отмечается необходимость защиты гражданского населения в цитадели повстанцев городе Бенгази, однако исключается возможность отправки «оккупационных сил». В резолюции звучит призыв «установить запрет на все полеты в воздушном пространстве», а также немедленно прекратить огонь.
Клинтон заявила в четверг, что для создания бесполетной зоны в небе над Ливией придется уничтожать объекты на территории этой страны в целях защиты самолетов и летчиков. По ее словам, рассматриваются и другие варианты действий, включая применение беспилотных летательных аппаратов и вооружение повстанческих сил, но исключая отправку туда иностранных войск. Такую возможность исключил в четверг и самый высокопоставленный профессиональный дипломат из Госдепартамента заместитель госсекретаря Уильям Бернс (William J. Burns).
Голосование по Ливии стало конструктивным моментом для Организации Объединенных Наций, состоящей из 192 стран-членов. Все пристально следили за ним, считая это голосование критической проверкой ООН на ее способность к коллективным действиям в целях предотвращения жестоких репрессий против мирного населения. По словам дипломатов, воспоминания о прошлых конфликтах в Боснии, Руанде и Дарфуре, когда раскол и медлительность Совета Безопасности обернулись гибелью людей, придали голосованию ощущение нравственной безотлагательности. Вместе с тем, некоторые критики отмечают, что запрет полетов авиации над Боснией в начале 1990-х годов не смог предотвратить страшную резню и массовые убийства в этой стране, включая расстрелы в Сребренице.
В резолюции подчеркнута необходимость уведомить Лигу арабских государств о военных акциях. Там особо отмечается та «важная роль», которую арабские страны могут сыграть в реализации запрета на полеты авиации. Как говорят дипломаты, Катар и Объединенные Арабские Эмираты рассчитывают сыграть в этом ведущую роль. Иордания, Саудовская Аравия и Египет также намерены принять в этом участие.
Участие арабских государств в реализации запрета на полеты авиации рассматривается Соединенными Штатами в качестве непременного предварительного условия, поскольку Вашингтон не хочет провоцировать неблагоприятную реакцию в регионе. По словам дипломатов, дебаты по резолюции были острыми и напряженными, поскольку Россия и Китай не хотели поддерживать военное вмешательство. Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле также выступил против военных действий и призвал к ужесточению санкций.
По словам членов СБ ООН, они знают, что преданные полковнику Каддафи воинские части окружают стратегически важный город Аджабию, а также проводят сосредоточение, готовясь к продвижению в направлении оплота повстанцев Бенгази, который находится на удалении 160 километров
В подготовке статьи приняли участие Дэвид Киркпатрик (David D. Kirkpatrick), Карим Фахим (Kareem Fahim), Хелен Купер (Helene Cooper), Элизабет Бьюмиллер (Elisabeth Bumiller) и Стивен Ли Майерс (Steven Lee Myers).