18 дней назад казалось, что 42-летней эпохе правления ливийского полковника подходит конец. Когда Дэвид Кэмерон предложил в тот момент ввести бесполетную зону в небе над Ливией, цель заключалась в защите ливийского народа от последних, мстительных попыток применения силы со стороны Каддафи. Но американский военный истэблишмент всем весом своего авторитета и влияния выступил против этого предложения, назвав его преждевременным.
И вдруг Белый дом поддержал даже более жесткие действия, чем те, что предлагал Кэмерон. Однако стремительное наступление ливийской армии на Бенгази означает, что стратегическая цель запрета на полеты авиации коренным образом изменилась. Даже если Бенгази продержится дольше, чем остальные города на северном побережье, Запад и его союзники придут на выручку отдельному анклаву, а не всему населению страны.
Конечная цель должна заключаться в лишении полковника Каддафи власти.
Изменение сил и средств, при помощи которых можно добиться победы, кажется не самым лучшим применением ресурсов.
Министр обороны США Роберт Гейтс четко определил масштабы операции, предлагаемой Белым домом. Поступив таким образом, он выставил решение президента Барака Обамы в неприглядном свете.
Соединенные Штаты после долгих мучений и колебаний молча решили вернуться к исполнению той функции, которую до нее выполняли многие администрации одна за другой, но которую, по всей видимости, отвергал Обама. Они решили снова стать мировым жандармом.
После окончания Второй мировой войны, когда существование НАТО казалось ненужным, у великих держав мира не было единой и сплоченной структуры, способной быстро реагировать на события в военной и стратегической сфере, как это делала Группа 20 в период финансового кризиса. В игру ввели Россию и Китай, но это чаще всего давало слабый результат. Интересы у великих держав оказались слишком разными.
ЕС, способный стать такой новой силой, продемонстрировал вчера свой характер, отменив встречу министров иностранных дел в свете кризисов в Японии и Ливии. Если слова «внешняя политика ЕС» и «баронесса Эштон» имеют хоть какое-то значение, то были все основания для проведения несостоявшегося саммита.
За неимением лучшего вернулась НАТО – Америка вместе со своими самыми старыми друзьями действуют сегодня в унисон. Но поскольку сегодня все наше внимание приковала к себе Япония, хоть кто-нибудь понимает в полной мере, что произошло?