Визит министра обороны США Роберта Гейтса (Robert Gates) в Россию в качестве члена кабинета президента Барака Обамы будет проходить на фоне попыток сторон найти общий язык по вопросу о «противоракетном щите» в Европе.
Гейтс вылетит в Россию на месяц позже, чем планировалось. Он задерживается в Вашингтоне, чтобы следить за происходящим в Ливии, в которой США и их союзники начали операцию по установлению бесполетной зоны.
Москва помогла подготовить почву для этой операции, отказавшись блокировать резолюцию Совета безопасности ООН о запрете полетов. Этот шаг, по мнению военных, отражает более широкую тенденцию к сотрудничеству между двумя странами.
Визит Гейтса в Санкт-Петербург и Москву особенно интересен, так как он не только бывший глава ЦРУ, но и специалист по России, работавший в разведке во времена холодной войны и занимавшийся в первую очередь Советским Союзом. Министр обороны ранее заявил, что в этом году он уйдет в отставку, но точной даты ухода не назвал.
Это будет первый визит Гейтса в Россию с тех пор, как два года назад администрация Обамы пообещала «нажать кнопку перезагрузки» в отношениях с Москвой. Именно в рамках этой инициативы Белый дом отказался от вызывавшего резкое недовольство России плана администрации Буша разместить в Польше 10 ракет-перехватчиков, а в Чехии – современный радар.
Новый проект европейского «противоракетного щита», нацеленный на защиту от будущей угрозы со стороны Ирана, пока начинается с корабельных ракет-перехватчиков и радаров. Позднее в этом году в Южной Европе будет также размещен наземный радар. В рамках плана, состоящего из четырех стадий, в течение ближайших десяти лет в нескольких европейских странах будут размещены радары и ракеты-перехватчики наземного и морского базирования.
Российские лидеры недовольны этими планами, и, как заметил в пятницу высокопоставленный сотрудник министерства обороны, чтобы развеять их опасения, предстоит проделать немало работы. Москва боится, что эта система может быть нацелена на противодействие российским ракетам и может подорвать российский потенциал сдерживания.
Москва не разделяет взглядов Америки на иранскую ракетную угрозу и не считает ее насущной проблемой, заявил чиновник, говоривший на условиях анонимности, так как встреча еще не прошла. Стороны расходятся по вопросу о том, как скоро у Ирана появятся ракеты, способные угрожать Европе. Русские считают, что это произойдет через 15-20 лет, а американцы полагают, что раньше.
Тем не менее, в прошлом месяце две страны заключили новый договор о СНВ, ограничивающий арсенал каждой из них 1550 стратегическими боеголовками. Прежний порог составлял 2200 боеголовок. Русские при этом предупредили, что они могут выйти из договора, если Америка заметно укрепит свою систему ПРО.
Пресс-секретарь министерства обороны США Джефф Моррелл (Geoff Morrell) заявил, что на сей раз, в отличие от трех предыдущих визитов Гейтса в Россию в период его пребывания на министерском посту, повестка визита будет посвящена преимущественно не вопросам противоракетной обороны и нового договора о СНВ.
В ходе встреч с российским министром обороны Анатолием Сердюковым и президентом Дмитрием Медведевым Гейтс, вероятно, будет обсуждать последние волнения на Ближнем Востоке, возможность расширения роли Москвы в Афганистане, проблемы региональной безопасности, а также вопросы реформ, повышающих эффективность вооруженных сил.