Владимир Путин и Дмитрий Медведев просыпаются в Кремле в 2023 году в состоянии дикого похмелья. Путин спрашивает Медведева: «Кто из нас сегодня президент, а кто премьер-министр?» «Я не помню, - отвечает Медведев. – Но я могу быть сегодня премьер-министром». «Тогда сходи и принеси еще пивка», - говорит Путин.
Этот анекдот я вспомнил, когда знакомился на прошлой неделе с высказываниями Медведева на конференции в Санкт-Петербурге, посвященной «великим реформам и модернизации России». В своем выступлении российский президент, как сообщают, представил себя как преемника царя Александра II.
«По сути, (русские) продолжают тот политический курс, начало которому было положено 150 лет назад», - подчеркнул Медведев, восхваляя реформы Александра II, так как «свободу нельзя отложить на будущее». По мнению российского президента, история доказала правоту Александра II, «а не Николая I или Сталина».
Действительно, Александр II был наиболее последовательным сторонником реформ среди царей императорской России. Он вступил на престол после сторонника жесткой дисциплины Николая I, установившего один из наиболее деспотических режимов в Европе. (Хотя мы, турки, знаем его как царя, который первым назвал Оттоманскую империю «больным человеком Европы»).
В 19-ом веке ужасное положение населения, особенно крепостных, являлось своего рода гордиевым узлом в царистской России, и именно Александр II подписал декрет, освободивший крепостных, давший им землю и предоставивший им ссуды для расчетов со своими бывшими господами. Помимо этого, была упразднена цензура, введены органы самоуправления, начали проводиться экономические реформы, а университеты получили автономию. Именно по этой причине в 1860-х годах появилась знаменитая российская интеллигенция, и это было непосредственно связано с великими реформами Александра II.
Однако наиболее значимая реформа Александра II предусматривала изменение судебной власти. В 1864 году он впервые учредил в России независимую судебную систему с коллегиями присяжных и несменяемыми судьями, и таким образом он создал формальную область принятия решений, независимую от монарха и его бюрократии.
С другой стороны, появление русской интеллигенции было не только прямой причиной большевистского переворота в 1917 году, но и убийства самого Александра II. В относительно либеральной политической среде, представители которой получили экономическую независимость от режима, стали образовываться новые университетские группировки молодых радикалов, и этот феномен позднее блестяще описал Максим Горький в книге «Мои университеты». Однако непосредственный контакт представителей этих группировок с русским народом поставил их в тупик: они увидели, что народ совершенно невосприимчив к их убеждениям.
В результате этого они вскоре попали под влияние таких идей, как, например, осуществление полного революционного переворота и стали стремиться к радикальной перестройке общества сверху донизу. Это разочарование привело наиболее непримиримых радикалов к терроризму. В 1879 году была создана «Народная воля», ставшая первой террористической политической организацией в истории. 1 марта 1881 года Александр II был убит от взрыва бомбы, брошенной одним из членов этой организации. Его сын Александр III взошел на трон после смерти отца, и новый царь был одним из тех правителей, которые воплощали собой самодержавие. С учетом всего этого я с уважением отношусь к тем замечаниям Медведева, которые он сделал по поводу Александра II и российской истории. Однако вот что сказал высокопоставленный функционер правящей партии «Единая Россия» Юрий Шувалов: «За прошедшие 150 лет это ощущение никуда не делось - и во многом наше сознание остается сознанием крепостных». Современные крепостные в России также непоколебимо верят в царя.
А теперь угадайте - кто сегодня является царем в России? Тот, кто бегает за пивом?