За нашей восточной границей разворачивается своеобразное соревнование в строительстве атомных электростанций. С одной стороны, готовы российские проекты инвестиций в Калининграде и в Белоруссии, а с другой, в Литве ищут партнеров для собственного проекта в Висагинас.
На практике российские планы строительства двух АЭС в одном регионе – это попытка получить доминирующую позицию на энергетическом рынке трех стран Балтии и идея для экспорта энергии в Польшу. Ситуация россиянам благоприятствует: они уже продают электричество в Литву, Латвию и Эстонию.
При этом вопрос рентабельности инвестиций, как кажется, не имеет первостепенного значения. Несколько дней назад россияне заключили с белорусскими властями соглашение по проекту АЭС в Гродненской области, предложив не только технологию, но и кредит на 25 лет в размере 9 миллиардов долларов (который Белоруссия начнет выплачивать только, когда электростанция уже будет построена). А в отношении второго проекта в своем балтийском анклаве российский концерн Интер РАО не принимает во внимание мнения экспертов о том, что строительство электростанции в этом регионе не нужно и не имеет смысла.
Кому пойдет энергия?
Электростанции в Калининградской и Гродненской областях будут похожими. В каждой будет по два блока мощностью 1150 МВт каждый. Строительство пройдет в два этапа и, если россияне не откажутся от своих обещаний, обе АЭС будут запущены практически одновременно: первые реакторы должны начать работу в районе 2017 года, а следующие – годом позже.
Так что реальный сценарий таков, что через 6-7 лет непосредственно у границ Польши и Литвы появятся излишки энергии. Каждая из АЭС сможет поставлять в год от 17 до 19 тераватт-часов энергии. Даже если принять в расчет, что часть энергии будет направлена на потребности Калининградской области и Белоруссии, объем экспорта мог бы быть значительным. Для сравнения: Польша использует в год около 120 ТВтч.
Представители правительств России и Белоруссии официально заявляют о планах экспорта. Россияне хотят построить в Калининградской области не только электростанцию, но и протянуть оттуда линию электропередач в Польшу. Интер РАО ведет предварительные переговоры с Польской энергетической группой (PGE) и компанией PSE Operator, отвечающей за работу важнейших линий электропередач в Польше, которая занялась бы созданием энергетического моста с Калининградом.
Однако судьба проекта еще не предопределена, так как хотя руководство PGE говорит о заинтересованности в импорте энергии, если она будет дешевой, такое решение имело бы переломное значение и масштаб не только в экономическом, но и политическом плане.
До настоящего времени польские власти старались, скорее, получить большую независимость от импорта энергосырья из России. Кроме того строительство линии электропередач Ольштын-Калининград – это очень затратная инвестиция, ведь речь идет не только о самой линии, но и расширении энергетических сетей в северо-восточном регионе Польше. Все расходы на проект оцениваются в сумму около миллиарда злотых (ок. 10 миллиардов рублей – прим. пер.).
На возможность поставлять энергию в Литву рассчитывают также белорусы. Это может оказаться тем легче, что АЭС будет построена в Гродненском районе – на расстоянии около 45 километров от Вильнюса.
Опасения Литвы
В сложившейся ситуации неудивительно, что власти Латвии опасаются усиления зависимости от импорта российской (и белорусской) энергии. Особенно при том, что они давно планируют построить собственную электростанцию на месте закрытой в конце 2009 года Игналинской АЭС. Цель этой инвестиции одна – отказаться от импорта энергии из России, который покрывает сейчас практически половину потребностей Литвы. Поэтому Вильнюс обращает внимание на угрозы, которые несут за собой российские проекты, и напоминает о приоритете ЕС – энергетической безопасности его членов.
Эксперты считают инвестиции в Литве и российско-белорусский проект взаимоисключающими. Серьезная проблема для Вильнюса – отсутствие партнера по атомному проекту после того, как от сотрудничества отказался корейский гигант и поставщик технологий концерн KEPCO. Ранее неудачей закончились переговоры с другими компаниями, а официальный конкурс в итоге не состоялся. Литва делает все возможное для того, чтобы провести собственный проект и заблокировать белорусскую инвестицию. Была даже направлена официальная нота протеста, в которой высказывались опасения, что Белоруссия не подготовит надлежащим образом исследования, касающиеся влияния АЭС на окружающую среду.
По мнению экспертов, Литве в ее проекте сейчас особенно сильно нужна поддержка Евросоюза. Но получить ее в свете дискуссии о безопасности атомных технологий после катастрофы в японской «Фукусиме» будет нелегко.