Россия взяла на себя необычную роль в свете ядерного кризиса в Японии, стремясь облегчить сложившееся напряжение на международном газовом рынке, тогда как много лет страну обвиняли в использовании энергоресурсов в политических целях.
На выходных премьер-министр России Владимир Путин заявил, что ОАО «Газпром» готово обеспечить большим количеством газа Европейский Союз, что позволит перенаправить газовозы и танкеры, идущие в Европу, в сторону Японии, которая потеряла большую часть своей атомной энергетики в связи с землетрясением 11 марта.
Эксперты не уверены, хотят ли европейские потребители больше российского газа, чья цена привязана к ценам на нефть и выходит дороже импорта сжиженного природного газа (СПГ) из Катара.
Репутация России как надежного энергетического экспортера была сильно подпорчена серией ценовых споров с Украиной, которые привели к тому, что Россия перекрыла поставки в Европу посреди зимы. В то время Москву обвинили в использовании своих природных ресурсов как средство давления на соседние государства.
Но в связи с землетрясением, в результате которого пострадала АЭС «Фукусима-1» и которое ввело страну в энергетический кризис, Россия предложила японским компаниям принять участие в освоениb двух крупных газовых месторождений в Сибири, а также перебросить по дну кабель, по которому бы поставлялась выработанная в России электроэнергия. Россия также заявила, что готова увеличить поставки газа в Европу, чтобы освободить дополнительный СПГ для поставок Японии. Данное заявление показывает желание России стать Саудовской Аравией в сфере природного газа и иметь возможность обеспечить резко увеличившийся спрос в короткий срок, чтобы стабилизировать рынки.
Паоло Скарони (Paolo Scaroni), глава итальянского гиганта ENI SpA, считает, что японский кризис и ситуация в Ливии, которая вызвала спад экспорта газа и нефти из Северной Африки, позволит России, как и другим экспортерам газа, усилить свою позицию на европейских рынках.
По словам Скарони, события в Японии и Ливии означают, что больше газа будут поставлять трое традиционных экспортеров в Европу: Алжир, Россия и Норвегия.
После того, как ENI SpA перекрыла газопровод из Ливии в Италию, проходящий по дну Средиземного моря, Италия запросила Газпром увеличить ежедневные поставки с 30 миллионов кубометров газа до 48 миллионов.
Эксперты считают, что японский кризис, подорвавший доверие к атомной энергии по всему миру, увеличит спрос на газ. Китай, Индия и другие страны заявили, что собираются пересмотреть свою долгосрочную ядерную политику. Германия закрыла семь старых ядерных реакторов. Согласно отчету Deutsche Bank, если 10% атомных электростанций по всему миру будет закрыто в связи с заботой о безопасности, миру потребуется дополнительных 5 миллионов кубических метров ежедневно, что на 2,3% увеличит потребление в сравнении с 2010 годом. Это может привести к росту спотовых цен на газ, особенно в тихоокеанском регионе, считают специалисты.
Джонатан Стерн (Jonathan Stern), глава Оксфордского института энергетических исследований, скептически относится к тому, что Европа захочет увеличить поставки газа из России. Согласно Стерну, крупные потребители Газпрома уже покупают наименьшее возможное количество газа по контрактам и не имеют сильного желания увеличивать объемы покупок.
«Россияне отчаянно хотят поставлять больше газа в Европу, но они сами настаивают на том, чтобы цена на газ была привязана к ценам на нефть», - считает Стерн.
Представитель Газпрома отказался комментировать, как ситуация в Японии и Ливии может повлиять на мировой газовый рынок, отметив лишь, что «последствия будут положительными для всех производителей газа, включая Газпром».
«На настоящий момент, мы поставили газа меньше, чем записано в контрактах, потому у нас есть возможность увеличить объем поставок в Европу», - заявил представитель Газпрома, добавив, что на настоящий момент лишь Италия из всех европейских покупателей изъявила желание увеличить количество поставок газа.