Последнее заседание Совмина Союзного государства - это прорыв в белорусско-российских отношениях, об этом заявил президент страны на встрече с российскими журналистами. Руководители 11 изданий приехали в Минск, чтобы поделиться с Александром Лукашенко своим видением проблем, а также задать главе государства вопросы, которые волнуют российских читателей.
Обстоятельный разговор происходил в Национальной библиотеке и продолжался более 4 часов. Коллеги спрашивали президента об интеграции, внутриполитической обстановке и взаимодействии Белоруссии с партнерами на международной арене.
С Россией у Белоруссии не все так плохо. По крайней мере, все гораздо лучше, чем в 2010. Об этом несколько часов рассказывал российским журналистам Александр Лукашенко. Забыть обиды союзники решили перед самым Новым годом. 9 декабря Лукашенко встретился с Медведевым. Тогда политики не только публично жали друг другу руки, но и закрыли вопрос о пошлинах на нефтепродукты, договорились, что Россия 1 января 2011 отменит пошлины. Беларусь ратифицирует документы по единому экономическому пространству. По оценкам экспертов, для Белоруссии экономический эффект от отмены пошлин составит почти 4 миллиарда долларов. Но в марте срок поставок российской нефти на белорусские НПЗ заканчивается, поэтому союзного Совмина ждали с особым нетерпением. Совмин прошел, и Путин в Минск прилетел, оставив о своем визите хорошее впечатление.
АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь: И надо отдать должное. Вот мы с Путиным разговаривали. Ну, все думали, что Путин... Лукашенко и Путин - враги. Никогда не были врагами. Никогда. Даже как нас ни сталкивали лбами. Я там где-то что-то сказал, он что-то сказал. Мы никогда врагами не были. Никогда. И мы разговаривали нормально с ним, обсуждая все проблемы. И последний союзный Совмин - это, можно сказать, прорыв в наших отношениях. Мы подписали соглашение, которое 3 года не могли выработать по атомной станции, по другим вопросам. В принципе, нерешенных вопросов не осталось в сфере экономики. Я думаю, предстоящий визит мой в Москву... мы с президентом России все политические, военно-политические вопросы разрешим. Разрешим.
И это, не потому что, видите, Лукашенко на Западе не принимают, поэтому он снова повернулся к России. Я, кстати, Владимиру Владимировичу сразу сказал: «Если ты думаешь, что мы не будем выстраивать отношения с Западом - ошибаешься». И назвал ему причины. И потом ему говорю: вы чуть ли не в НАТО уже готовы вступить. Почему мы должны, извините меня, собачиться с этими натовцами и европейцами. Нет. Мы будем выстраивать с ними нормальные отношения. Это плохо, это ненормально. Мы, как между молотом и наковальней: между Россией оказались и Европейским союзом. И те нас душат, и эти давят.
Сообщил белорусский президент и о своем видении Союзного государства: «Тут принцип только один - чтобы нас уважали, ценили и считали таким же государством, как и российское». «И все же не боитесь ли вы российской экспансии?» - встревоженно поинтересовались журналисты.
АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО: По поводу экспансии неких сил, в том числе олигархических из Российской Федерации. Ну, если бы я сказал, что я этого не имею в виду, я бы поступил нечестно. Особенно сейчас многие, знаете, как рассуждают (у нас эта «пятая колонна» - пресса - заполонила все): вот Лукашенко сам попал... загнал себя в угол, теперь у него выхода никакого, на Западе, в Америке его - ни-ни, теперь он в руках прокремлевской этой клики. Как они пишут, они все русское ненавидят: русское, прокремлевское. Вот это их писание, вы можете это прочитать в наших газетах.
И встречаясь с Владимиром Владимировичем, еще раз подчеркиваю, в силу того, что у нас доверительные очень отношения, я говорю: ты знаешь, и у вас, и у нас тут начинают писать подобное. Я не хочу тебя тут заверять в нерушимой дружбе и прочее, поскольку у вас несколько иная позиция. Вы не совсем правильно понимаете и понимали мою предвыборную позицию и так далее, но хочу сказать прямо: мы никуда себя не загнали. Нам не просто, нам сложно. Поможете - спасибо, мы всегда будем рядом.
Для полноценного Союзного государства необходимо провести референдумы в Белоруссии и России и принять союзную конституцию, в который уже раз заявил Александр Лукашенко. А, собственно, как все это союзное строительство с грядущими в России выборами соотносится? - спросили у белорусского президента.
АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО: Вы знаете, я даже если бы и знал ответ на этот вопрос, я бы не стал в этом плане рассуждать. Я знаю, много знаю, много чувствую, потому что знаю одного и второго, но что правда, то мне кажется, и никто сейчас в России, как бы ни обострилась эта ситуация, не станет отрицать, что есть возможность им договориться.
Несколько часов ушло на то, чтобы у журналистов по поводу белорусской действительности вопросов не осталось. С момента появления в зале Александр Лукашенко всем своим видом демонстрировал информационную открытость и готовность к расширенному толкованию всех проблем. Другое дело: как все сказанное в России истолкуют.
Перевод выполнен ИноТВ.