Сегодня немецкая газовая и нефтяная компания Wintershall присоединяется к проекту «Южный поток», который после завершения строительства обеспечит Европу дополнительными поставками газа в объеме 63 миллиардов кубометров. Газопровод должен пройти по дну Черного моря. Это происходит в напряженный для европейской энергетической политики период: лидеры и министры энергетической промышленности Европейского Союза пытаются согласовать общую точку зрения в области европейской энергетической стратегии на период до 2050 года. Природный газ занимает важную нишу в любом решении вопроса снабжения энергией: за ним огромный потенциал в задаче уменьшения выбросов углекислого газа в атмосферу, его использование основывается на проверенных технологиях, он достаточно доступен по конкурентноспособным ценам. Гарантия надежных и достаточных поставок — это фундаментальная задача в области европейской энергетической безопасности.
Европейская комиссия привержена этой идее, она подтвердила, что строительство всех новых газопроводов может только приветствоваться. В 2011 году мы станем свидетелями важного прогресса в этом направлении: газопровод «Северный поток», который соединит Россию с Северной Европой по дну Балтийского моря, будет введен в действие ближайшей осенью, что приведет к увеличению поставок газа в Европу на 55 миллиардов кубометров в год. Но при внимательном изучении политического языка становится ясно, что отношение Брюсселя к новым газопроводам небеспристрастно, как кажется на первый взгляд: только те газопроводы, которые способствуют диверсификации как путей, так и источников снабжения смогут получить значение приоритетного проекта. Речь идет об определенном отдалении от теперешних энергетических партнеров, среди которых Россия и Норвегия, что исключает любую формальную поддержку строительства таких газопроводов со стороны Евросоюза.
Думаю, что было бы ошибочно утверждать, что законная цель получить доступ к новым источникам снабжения газом несовместима с необходимостью расширять транспортные пути старых поставщиков. После кризиса с Украиной Евросоюз ведет новую политику, которая предполагает, что его члены должны быть готовы к возможному прекращению снабжения газом через наиболее важные газопроводы (так называемый «принцип N-1»). Тем временем энергетические компании десятка европейских стран ускорили планирование газопровода «Южный поток», который должен гарантировать Южной Европе прямой доступ к месторождениям российского газа. «Южный поток», строительство которого предполагается завершить в 2015 году, значительно увеличит объемы снабжения газом европейской системы и резко снизит уязвимость к любым перерывам в поставках. «Южный поток» полностью соответствует принципу N-1 и поэтому несомненно заслуживает полной поддержки Евросоюза.
С сооружением «Южного потока» связываются некоторые ошибочные идеи. Одна из них заключается в том, что он не будет проходить через территорию Украины в целях наказания Киева. Но анализируя цифры, мы видим, что через Украину проходят 120 миллиардов кубометров газа в год, в то время как мощность «Южного потока» составит 63 миллиарда кубометров в год. То есть транзит через Украину все равно остается фундаментальным для экспорта российского газа в Европу, но он перестанет быть единственным возможным путем снабжения. С другой стороны, существует прямо противоположное опасение, что «Южный поток» наводнит европейский рынок избыточным количеством российского газа. Хотел бы заверить, что этот страх ни на чем не основан, потому что даже после завершения строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» примерно на 70% Европа будет снабжаться газом нероссийского происхождения. Нельзя говорить и об односторонней зависимости, потому что и Газпром получает примерно 70% своей прибыли из Европы. «Южный поток» представляет собой инвестицию в энергетическую безопасность, а не способ увеличения рыночной квоты российского газа. Мы не против проектов газопроводов, нацеленных на диверсификацию источников снабжения, но мы хотим действовать на равноправных началах.
Я хотел бы призвать лидеров Европейского Союза не исключать Россию из планов энергетического будущего Европы. Газпром — стабильный источник снабжения газом Европы уже более сорока лет. Россия обладает четвертью мировых разведанных газовых запасов, достаточных, чтобы удовлетворить европейский спрос еще на сто лет. Кроме получения прибыли, создания рабочих мест и заработной платы «Южный поток» улучшит энергетическую безопасность и функционирование европейского газового рынка. Речь идет о панъевропейском проекте, который стоит поддержать.
Александр Медведев —заместитель председателя правления ОАО «Газпром»