Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В проекте железной дороги Армения-Иран преобладают политические факторы

© flickr.com/Zopidis Lefterisжелезная дорога
железная дорога
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Число претенциозных, но нереализованных армяно-иранских проектов может пополниться еще одним. К программе строительства нефтеперерабатывающего завода может присоединиться проект железной дороги Армения - Иран. Совместный армяно-иранский проект железной дороги «Север-Юг» может быть заменен азербайджанским проектом «Север-Юг».

Число претенциозных, но нереализованных армяно-иранских проектов может пополниться еще одним. К программе строительства нефтеперерабатывающего завода может присоединиться проект железной дороги Армения - Иран. Совместный армяно-иранский проект железной дороги «Север-Юг» может быть заменен азербайджанским проектом «Север-Юг».

Недавно в Тегеране прошла очередная трехсторонняя встреча Иран-Россия-Азербайджан по реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», в ходе которой был подписан ряд документов. Стороны констатировали, что необходимо ускорить процесс реализации проекта «Север-Юг».

В частности, в рамках этой программы предусмотрено построить железную дорогу Казвин- Решт-Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). На территории Ирана планируется построить железную дорогу длинной в 350 км, а на территории Азербайджана – в 8,5 км. В целом, для реализации этого железнодорожного проекта потребуется более 400 млн долларов. О том, что данный проект будет претворен в жизнь, свидетельствует то, что еще в 2009 году Россия, Азербайджан и Иран согласовали программу создания совместного консорциума по строительству железной дороги.

Еще в апреле 2009 года тогдашний министр дорог и коммуникаций Ирана Гамид Бехбахани заявил, что Иран намерен увеличить свои альтернативные дороги и помимо этих двух проектов (Армения-Иран, Казвин –Астара) принимает участие и в других программах. «Мы никогда не рассматривали проекты этих железных дорог в качестве конкурентов, и как говорят экономисты, не нужно хранить все яйца в одной хрупкой корзине», - отметил он.

Несмотря на это заявление, в первую очередь необходимо понять, какой из проектов более привлекателен в аспекте экономической продуктивности и современного геополитического положения. Если стоимость ирано-азербайджанского проекта составляет 400 млн долларов, то ирано-армянского, по разным оценкам, от 1 млрд долларов до 4 млрд долларов.

По расчетам европейских специалистов, для строительства данной железной дороги потребуется 4 млрд долларов, по расчетам американцев – 1,7-1,8 млрд долларов и, по расчетам иранских чиновников, – 1-1,2 млрд долларов. Стоимость железной дороги, в первую очередь, обусловлена тем, по какой территории Армении будет проходить данная железная дорога, сколько туннелей необходимо построить.

Хотя об армяно-иранском проекте железной дороги говорят уже более 3 лет, однако только в этом году в докладе правительства об основных направлениях социально-экономического развития и налогово-бюджетной политики отмечается, что на основании проекта технического задания, составленного компанией «Российские железные дороги» (РЖД), в 2011 году запланировано начать работы по техническому обоснованию строительства новой железной дороги Мегри – Сисиан – Джермук – Мартуни – Гавар -Гагарин, протяженностью в 313 км. В докладе правительства не отмечается, сколько времени и денег понадобится для подготовки данного документа.

Если учесть, что на территории Ирана необходимо будет построить железную дорогу протяженностью в 60-80 км, то получается, что армяно-иранская железная дорога будет длиннее азербайджано-иранской на 30 км. Также необходимо учесть, что на территории Армении железная дорога будет проходить по горной местности.

Тогда как азербайджано-иранская железная дорога будет проходить по равнинной местности, что означает обеспечение высокой скорости. По расчетам специалистов, на начальном этапе пропускная способность будущей железной дороги будет составлять 5 млн тонн, а в дальнейшем достигнет 10-15 тонн.

Отметим также, что в условиях закрытой армяно-турецкой границы и грузино-российских разногласий железная дорога Армения-Иран не сможет служить транзитным целям. Конечно, для строительства железной дороги потребуется 4-5 лет, но трудно предугадать, улучшатся ли за это время армяно-турецкие отношения, или откроется ли абхазский участок Транскавказской железной дороги.

С другой стороны, азербайджано-иранская железная дорога является более привлекательной для перевозки иранской и российской, а также европейской и китайской продукции, поскольку, фактически, она свяжет страны Персидского залива: Китай с Европой посредством Турции и России.

Проект железной дороги Армения - Иран является почти полностью политическим, реализация его будет обусловлена тем, какие суммы или кредитные средства готовы предоставить инвесторы или международные структуры на непривлекательный с точки зрения экономической продуктивности проект.