С конца 1960-х годов противоракетная оборона надежно вписалась в повестку дня общения лидеров России и Америки на стыке вопросов обороны и внешней политики. Сегодня подобно бессмертной птице Феникс противоракетная оборона вновь стала центральным вопросом глобальной политики безопасности. Для президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева, к которым теперь присоединилось НАТО, в ходе серьезного пересмотра политики в течение следующих трех месяцев ставки, связанные с поиском реального пути совместного продвижения вперед в области противоракетной обороны, как никогда высоки.
Администрация Обамы добилась существенного прогресса в переоснащении НАТО, перезагрузке отношений в треугольнике США – НАТО - Россия и в снижении ядерной угрозы. Все эти три жизненно-важные нити тесно сплелись в ноябре прошлого года на саммите НАТО в Лиссабоне, где альянс принял новую «стратегическую концепцию», подчеркивающую необходимость как в защите от ударов баллистических ракет, так и в углублении сотрудничества в области безопасности с Россией. Президента Медведева пригласили на встречу в Лиссабоне, где было достигнуто соглашение в совете Россия - НАТО о сотрудничестве в области противоракетной обороны. Союзники Америки по НАТО также высказались в унисон о жизненной важности нового соглашения по СНВ, устанавливающего необходимый для европейской безопасности объем ядерных сил США и России, что стало ключевым фактором в декабре при голосовании в Сенате по ратификации договора.
Сейчас уже ясно, что дальнейший прогресс в трансформации НАТО, улучшении отношений между США, НАТО и Россией и сокращении ядерной угрозы зависит в значительной степени от выработки совместного подхода к противоракетной обороне, как внутри НАТО, так и между НАТО и Россией. К сожалению, исторический опыт в области сотрудничества по противоракетной обороне не обнадеживает.
Во-первых, недостает политического прорыва. Хотя ранее президенты России и США в принципе соглашались продолжать сотрудничество в области противоракетной обороны, за этим не следовало заключения детально прописанных соглашений. Если соглашения заключались, например, как в 2000 году, когда президенты Билл Клинтон и Владимир Путин договорились о создании совместно управляемого центра в Москве по обмену данными систем раннего предупреждения США и России, они не были реализованы.
Во-вторых, определение технических областей для сотрудничества в области противоракетной обороны проходило с большим трудом, так как оно касалось применения чрезвычайно чувствительных технологий.
В-третьих, противоракетная оборона исторически была связана с политикой ядерного сдерживания: независимо от того, принимают ли стороны во внимание этот аспект или нет, провал в выработке нового понимания вопросов нападения и защиты, связанного с окончанием холодной войны, затягивает начало сотрудничества.
Наконец, существует серьезный дефицит доверия, где каждая сторона с подозрением воспринимает мотивы другой: Москва опасается, что Вашингтон цинично стремится поглотить Россию и Америка сможет развернуться без всяких ограничений; Вашингтон считает, что Москва хочет только свести на нет американские программы противоракетной обороны.
Каковы основные принципы, которые необходимо выработать сейчас, чтобы гарантировать, что эти исторические и стойкие препятствия для действительно совместного подхода к противоракетной обороне не мешали текущей работе?
В качестве первого принципа, поскольку Совет Россия - НАТО решил «провести всеобъемлющий совместный анализ будущей основы для сотрудничества по противоракетной обороне» к совещанию министров обороны в июне 2011 года, все стороны должны иметь реалистичный подход и сфокусироваться сейчас на тех мероприятиях, которые приведут к быстрому успеху и расширению сотрудничества в будущем. Возобновление соглашения Клинтона и Путина по созданию совместного центра обмена данными в Европе с включением НАТО стало бы хорошей отправной точкой. Со временем новый центр США – НАТО - Россия может быть расширен за счет других стран, сталкивающихся с ракетными угрозами, что делает его поистине глобальным центром сокращения ядерной угрозы.
Второй принцип должен заключаться в достижении максимальной прозрачности, координации и интеграции в отношении всех установок противоракетной обороны, развернутых от Атлантики до Урала. Были периодические всплески обмена информацией о баллистических ракетных угрозах и оборонных ракетных программах, что привело к разработке совместной оценки угроз и сотрудничеству по ПРО на театре военных действий, включая проведение совместных учений. Такие мероприятия должны стать рутинными.
В более широком смысле, должен существовать элемент обмена технологиями, совместных исследований и разработок, а также всесторонние, надежные и прозрачные механизмы, связанные с командованием и надзором. Это не означает разработки и строительства с нуля архитектуры противоракетной обороны для Европы, управляемой совместными командами США – НАТО - Россия с несколькими пальцами на каждой кнопке. Но ряд пилотных проектов по совместной разработке датчиков раннего предупреждения и программного и аппаратного обеспечения для систем противоракетной обороны могут способствовать установлению и углублению сотрудничества. Постоянный межправительственный совет США – НАТО - Россия по противоракетной обороне может быть создан по подобию возникшей несколько лет назад межлабораторной ядерной программе США - Россия, этот совет будет определять перспективные направления для сотрудничества. И поскольку НАТО в ближайшие несколько месяцев предстоит проводить консультации по выработке договоренностей по ПРО, командованию и надзору, а также выработке путей реализации противоракетной обороны НАТО, как раз пришло время для вовлечения России в этот процесс.
Наконец, третий принцип: обеспечение сотрудничества в области противоракетной обороны не связано жестко с другими вопросами. Обычные вооруженные силы и тактическое ядерное оружие в Европе, обычное вооружение дальнего действия и дальнейшее сокращение ядерных сил США и России — все это жизненно важные, сложные и смежные темы, лежащие в основе создания мирного и безопасного евро-атлантического сообщества. Памятуя о своих взаимоотношениях, лидеры могут и должны предпринять дальнейшие шаги в каждой из этих областей для повышения безопасности для всех народов, а это невозможно без признания, что выхаживание возрожденного Феникса — сотрудничества в области противоракетной обороны — в настоящее время крайне необходимо.