Похоже, у Кремля пробуждается историческая совесть. Наверное, так можно оценить опубликованный в Москве документ, который еще вызовет противоречивую реакцию на Западе и Востоке. Я имею в виду предложение Совета по правам человека и гражданскому обществу при президенте Российской Федерации признать ответственность СССР за преступления тоталитарного режима. Его подготовила и 1 февраля в Екатеринбурге передала Д.Медведеву специальная группа по увековечению исторической памяти по программе «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении».
Дань Ельцину
Напомню, что тогда Д.Медведев посетил родной город Б.Ельцина, где по случаю 80-летия со дня рождения последнего был открыт памятник.
«Современная Россия должна быть благодарна Ельцину за выполненные им преобразования, - заявил в Сибири Д.Медведев, - что в сложнейший для нас исторический период не сошел с пути преобразований, выполнил очень сложные преобразования и сегодня идет вперед. Он любил свою страну, и был частью этой страны, был очень смелым и решительным человеком, который никогда не шел на компромисс по незначительным, и тем более значительным вопросам».
Президент словно повторил сказанные в 1996 году слова Ельцина: «Тоталитаризм пытался покуситься на русскую открытость, и это грозило манией исключительности, либо комплексом самоунижения. Демократия защищает нас от этой угрозы. Защищая свободу и открытость, она обеспечивает возможность народу быть самим собой. Лишь признав пагубность тоталитаризма, мы можем создать основу для процветания страны и общества». Кстати, эти слова Б.Ельцина стоят преамбулой к вышеупомянутому предложению.
Позитивные цели и задачи
Программа по увековечению памяти жертв тоталитарного режима преследует четыре цели. Первая и главная модернизация сознания российского общества посредством признания народной трагедии тоталитаризма. Основной акцент – не осуждение советских лидеров, а увековечение памяти жертв режима.
Во-вторых, программу модернизации страны планируется проводить силами образовнного, активного и прогрессивного общества. Предполагается, что с увеличением памятников и мемориалов жертвам тоталитаризма, музеев и мемориальных комплексов улучшится моральный и политический авторитет руководства страны.
В-третьих, необходимо укреплять тенденци на бывших территориях СССР. Этим процессом должна руководить сама Россия, как наиболее пострадавшая от режима прошлого, говорится в проекте.
Наконец. В четвертых, необходимо укреплять международный авторитет страны. Авторы документа полагают, что кое-что уже сделано: президент осудил тоталитарный режим, премьер поклонился жертвам Катыни, страна открыла свои архивы, а это уже кое-что.
Россия – наследница ответственности СССР?
Можно заметить, что в этой программе, а тем более, в приложениях к ней, жонглируют громкими терминами, значением русской самости, лозунгами единства и сплочения. Во многих местах повторяется мотив: в России и за рубежом надо строить как можно больше памятников жертвам режима, словно гранитный обелиск в каждой деревеньке станет лучшей памятью.
Постоянно акцентируется, что выполнение программы должно координироваться с другими государствами, особенно с так называемым ближним зарубежьем. В десятом приложении говорится, что инициатором общих местных программ должна стать Россия – наследница политики СССР и наиболее пострадавшая от репрессий тоталитарного режима.
Возможно, только риторика?
Можно утверждать, что данная программа и слова руководителя России являются всего лишь лингвистической риторикой, цель которой – объединение разрозненного общества накануне предстоящих в следующем году президентских выборов. Можно предположить, что так дается надежда проживающим в странах Балтии и других государствах соотечественникам на сохранение единства.
Однако очевиден факт – привлечение внимания к преступлениям тоталитарного режима и и перечисление их исполнителей.
Не хватает лишь одного: пока Москва открыто не признает факт оккупации (а это позволит возбудить вопрос о возмещении ущерба от советской оккупации), подобные программы будут лишь комком мягкой бумаги «для местного пользования».