В 2011 году исполняется 20 лет с момента распада Советского Союза, и наверняка по этому поводу появится поток статей с обзором событий этих двух десятилетий с любых возможных точек зрения. На самом деле, этот поток уже пошел. 17 марта была двадцатая годовщина со дня проведения референдума, который стал единственным свободным референдумом, когда-либо проводившимся в Советском Союзе.
Михаил Горбачев спросил народ, хотят ли они сохранить базовую форму СССР как союза суверенных республик. Некоторые республики - государства Балтии и Грузия, в частности - отказались даже принимать участие в этом референдуме. Но в тех, кто согласился, три четверти населения высказались в пользу сохранения союза. Самые высокие цифры желающих сохранить союз наблюдались в республиках Средней Азии, где поддержка варьировалась от 80 с лишним (82% в Казахстане) до 90 с лишним (97,7% в Туркмении) процентов. Страны Балтии знали, что им лучше держаться подальше от любой версии Советского Союза, в то время как среднеазиатские государств, казалось, предвидели несчастья, которые обрушатся на них в случае, если их отрежут от советской экономической сети.
И это действительно было важным фактором, как отмечается в докладе «Средняя Азия: Распад и упадок», выпущенной в прошлом месяце Международной кризисной группой*. В докладе утверждается, что за прошедшие двадцать лет созданная советским режимом инфраструктура - здравоохранения, энергетики, транспортной системы - распалась практически безвозвратно. И мало обученных профессионалов, которые могли бы заменить старые поколения инженеров, врачей и учителей, которые ныне сходят со сцены. Почти всех граждан затрагивают эти системы. Как отметил один киргизский врач, «богатые уезжают, чтобы получить помощь системы здравоохранения за рубежом, бедные умирают здесь».
Коллапс инфраструктуры выльется в недееспособность государств и социальный хаос в четырех из пяти «…станов» (бывших советских среднеазиатских республик), единственным возможным исключением станет Казахстан.
Кто заполнит вакуум власти, который останется в случае падения среднеазиатских государств? Авторитетные и компетентные местные фигуры типа временно возглавляющей Киргизию Розы Отунбаевой могут возникнуть, но если нет, внешние игроки вступят на поле для предотвращения захвата власти проиранскими силами или движениями, подобными талибам.
Китай, который граничит на западе с тремя из этих государств (включая два, вероятность взрыва которых наиболее велика - Киргизию и Таджикистан), не хочет, чтобы какие-либо беспорядки охватили собственную китайскую западную исламскую провинцию Синьцзян. Китай получает значительную часть энергии и энергоресурсов из стран Средней Азии или через них. Он сделал там серьезные инвестиции, объем торговли с этими странами подскочил с 527 миллионов долларов в 1992 году до 25,9 миллиарда в 2009.
Китай может захотеть вмешаться в социальные конфликты в Средней Азии, но он будет рад не меньше, если это бремя на себя возьмет Россия.
Если бы народам не состоявшихся среднеазиатских государств пришлось выбирать между китайским или российским доминированием, они, весьма вероятно, сделали бы выбор в пользу российского варианта. Многие русские по-прежнему живут в «…станах», и много где государственная бюрократия вершит свои дела на русском языке.
Цифры референдума 1991 года демонстрируют ощущение, которое, вполне возможно, не исчезло вместе с инфраструктурой за 20 лет независимости.
В Кремле по-прежнему мечтают о возрождении хотя бы части утраченного российского имперского величия, коллапс в Средней Азии предоставит Кремлю такую возможность. Обойдется ли это дороже, чем оно того стоит, это уже другой вопрос.
Александр Марясов, бывший посол России в Иране, говорит, что «как только наша экономика вновь наберет силу, мы восстановим наши старые отношения со Средней Азией и южным Кавказом и вновь подтвердим свою сферу влияния в этом регионе».
Кризисная группа, возможно, может быть, конечно, слишком пессимистична в отношении судьбы Средней Азии, но если есть что-то, чему мы научились в период между 11 сентября 2001 года и японским землетрясением, так это то, что тревожиться и беспокоиться слишком сильно - практически невозможно.
Ричард Лури - автор «Автобиографии Иосифа Сталина» и книги «Сахаров: Биография».
*Международная кризисная группа (International Crisis Group) или Международная Группа по Предотвращению Кризисов - это некоммерческая, независимая международная организация, насчитывающая более 135 сотрудников на пяти континентах. Она создана для укрепления способности международного сообщества прогнозировать, понимать и действовать в целях предотвращения и сдерживания конфликтов. Отчеты и брифинги Crisis Group широко распространяются должностным лицам в министерствах иностранных дел и международных организациях. Они также доступны широкой публике через веб-сайт организации. Организация тесно сотрудничает с правительствами и прессой с целью выдвинуть на первый план ключевые вопросы, определенные посредством работы на местах, и получить поддержку для своих политических предписаний. Международная штаб-квартира Crisis Group расположена в Брюсселе, а представительства – в Вашингтоне (где организация официально зарегистрирована), Нью-Йорке, Лондоне и Москве.