Россия хочет войти в ВТО, а в то же самое время нарушает принципы международной торговли, пытаясь административными методами выдавить с рынка международных перевозок иностранные транспортные компании.
«Они ограничивают количество выдаваемых разрешений (документов, разрешающих въезд в Россию), и я опасаюсь, что уже в августе разрешения могут закончиться. Компании, которые специализировались на перевозках на восток, могут тогда «залить» рынок и дестабилизировать цены на других направлениях», - предвидит директор Бюро транспорта Ассоциации международных транспортных перевозчиков в Польше Тадеуш Вилк (Tadeusz Wilk).
В начале февраля заместитель министра инфраструктуры Польши Тадеуш Ярмузевич (Tadeusz Jarmuziewicz) с трибуны Сейма объявил об успехе в переговорах с россиянами. Всегда бывших дефицитными разрешений, позволяющих иностранным перевозчикам въезд в Россию, а российским – в ЕС, должно было быть столько, чтобы хватило всем. Однако оказалось, что российская сторона не склонна идти на уступки, и польские перевозчики получили 126 тысяч одноразовых двусторонних разрешений (на тысячу больше, чем в 2010 году) и 24 тысячи разрешений на третьи страны (на тысячу меньше, чем в прошлом году). Осенью 2010 года речь шла о 210 тысячах разрешений. Не хватает также разрешений ЕКМТ (международное разрешение для провоза грузов в странах-членах Европейской конференции транспорта, - прим. пер.), выдаваемых Международным транспортным форумом. Россияне заявили, что они отменят ограничения на количество выдаваемых разрешений ЕКМТ, но добавили, что сделают это при условии уменьшения размера базовой квоты и способа использования разрешений. Базовая квота необходима для подсчета числа разрешений и поездок. При нынешнем положении дел на территории России работает 67 базовых разрешений, в 2010 году их было 1142, что после пересчета давало польским компаниям возможность совершить около 30 тысяч поездок. Министры транспорта 43 стран обсуждали эту тему в Париже 21 и 22 марта, но россияне своих ограничений не отменили. Очередная встреча пройдет в июне.
Если бы россияне отказались от ограничений, количество разрешений ЕКМТ в этом году увеличилось бы до 1500-1600. Даже если российская сторона поддастся европейскому давлению, перевозчики ожидают, что в конце года может ощущаться серьезная нехватка разрешений. Период кризиса заканчивается, а объем перевозок растет. Поэтому в последнем квартале года могут возникнуть сложности.
Независимо от результатов встречи министров остается проблема практик российских таможенных органов, которые практически на все виды перевозок требуют от поляков разрешений на третьи страны, которые получить сложнее всего. Так происходит, например, в случае продуктов химической промышленности, которые произведены в Польше, но на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям. Аналогичным образом транспортировка новых автомобилей со складов, расположенных в Польше, в Россию трактуется российскими таможенными службами, как перевозка из третьих стран, хотя международное право ясно определяет такую услугу, как перевозку между двумя странами, для которой требуется двустороннее разрешение. Если у грузовика нет разрешения, которого требует российская таможня, автомобиль блокируется на несколько недель.
Представители транспортных компаний выдвигают претензии Министерству инфраструктуры. «В первые два месяца года мы не ездили в Россию, чтобы усилить переговорную позицию польской делегации. Когда россияне в одностороннем порядке ввели ограничение на количество разрешений, вместо того, чтобы в ответ заблокировать проезд российских грузовых автомобилей через Польшу и таким образом способствовать принятию более выгодного для нас решения, польское правительство заявляло об успехе переговоров. В результате россияне выдавливают нас с рынка», - говорит один из предпринимателей, занимающийся транспортными перевозками на восток.