Администрация Обамы ввела санкции в отношении белорусской государственной энергетической компании за инвестиции в размере пятисот миллионов долларов в иранскую компанию, обвиняемую в причастности к предположительной иранской ядерной программе.
Данный шаг стал частью усилий США по ограничению возможностей Ирана в области продвижения и развития своих ядерных технологий, которые, как опасается Вашингтон и не только он, направлены на решение задачи получения ядерного оружия. Но законодатели посчитали, что этого недостаточно, и что санкции нужно ввести в отношении большего числа компаний, включая некоторые компании в России и в Китае.
Госдепартамент объявил, что наказывает «Белоруснефть», в том числе запрещая ей доступ на американские рынки, за подписанный в 2007 году контракт с иранской NaftIran Intertrade Company по разработке иранского месторождения Джофейр. Теперь белорусской компании запрещено получать американские экспортные лицензии, американские кредиты и американские государственные контракты.
Санкции были введены согласно американским законам, направленным на то, чтобы наказать Иран за то, что тот так и не смог доказать, что его ядерная программа носит мирный характер. США пытаются портить жизнь компаниям, представителям зарубежного бизнеса, которые вкладывают средства в энергетический сектор Ирана. США заявляют, что подобные инвестиции помогают поддерживать иранскую ядерную программу.
«Белоруснефть» стала уже второй компанией, которая столкнулась с такими санкциями по новому законодательству, которое президент Барак Обама подписал в 2010 году при широкой поддержке со стороны обеих ведущих партий.
Закон обязывает администрацию идентифицировать иностранные компании, которые вкладывают в иранский нефтегазовый сектор суммы более двадцати миллионов долларов и вводить против них санкции, но он также позволяет президенту отказываться от санкций в интересах национальной безопасности США.
Некоторые в конгрессе, в основном республиканцы, заявили во вторник, что администрация пошла недостаточно далеко в этом своем последнем шаге с санкциями.
Сенаторы-республиканцы Марк Кирк из Иллинойса и Джон Кайл из Аризоны вместе с независимым представителем Коннектикута Джо Либерманом в письме к госсекретарю Хиллари Родэм Клинтон и министру финансов Тимоти Гайтнеру посетовали на то, что администрация Белого дома «нашла лишь одно новое предприятие, которое решила наказать за нарушение режима санкций США в отношении Ирана».
«Мы не верим, что такой подход полностью соответствует режиму санкций, введенному конгрессом», - написали они. «Мы глубоко озабочены деятельностью других предприятий, занимающихся инвестициями в иранский энергетический сектор, поставками нефтепродуктов в Иран, финансовыми отношениями с Ираном, а также связанных с активностью иранского режима в сфере распространения, и вся эта деятельность тоже может и должна попасть под действие санкций».
Председатель комитета по международным делам палаты представителей республиканка Илеана Рос-Летинен выражает аналогичную озабоченность, заявляя, что «подозрительное отсутствие каких-либо санкций в отношении российских и китайских компаний, несмотря на их давние взаимоотношения с Ираном, вызывает глубокую озабоченность».
«В дополнение к срыву такого низко висящего фрукта как «Белоруснефть», Госдепартамент должен ввести санкции против энергетических гигантов, которые продолжают иметь дела с Ираном», - отметила она в своем заявлении. «Это единственный способ добиться того, чтобы наши санкции возымели силу и вынудили иранский режим прекратить проведение политики и осуществление программ, которые представляют угрозу для Соединенных Штатов».