Интервью с Яцеком Сохой (Jacek Socha) – бывшим министром государственного имущества в правительстве Марека Белки (Marek Belka).
Rzeczpospolita: Вы можете представить себе ситуацию, что российский концерн решит инвестировать в гданьскую нефтеперерабатывающую группу Lotos?
Яцек Соха: Да, для меня это приемлемый сценарий. Хотя я знаю, что это так не для всех. Это связано с тем, что мы не до конца сформулировали понимание энергетической безопасности. Я смотрю на это с точки зрения потребителя: владельца автомобиля, который покупает бензин и дизельное топливо.
Я исхожу из того, что безопасность снабжения создается соответственной товарной структурой. Поэтому семь лет назад я, будучи министром госимущества, принял решение о приостановке приватизации топливных хранилищ, т.е. компании Naftobazy. Но раз россияне поставляют нефть на гданьский НПЗ, и они могут это делать, а одновременно ясно, что в ближайшие годы это не изменится, то почему бы им заодно не быть совладельцами.
- Так что Вы не видите никакой угрозы энергетической безопасности страны?
- Может ли угроза возникнуть, зависит прежде всего от того, как будет составлен приватизационный договор. В этой сфере возможностей много. Lotos – это акционерное общество, можно внести в договор специальные условия, определить контрольные функции, чтобы иметь уверенность, что нефтеперерабатывающий завод работает в соответствии с договором. А если бы российский инвестор нарушал договор, были бы возможности вернуть управление компанией. Я не разделяю мнения, что какой-нибудь российский концерн хочет купить Lotos для того, чтобы его закрыть. Я подчеркиваю: все зависит от тех условий, которые будут прописаны. Другой вопрос – будет ли российский инвестор настолько решительно настроен, чтобы их принять. Ни одна компания не захотела бы потратить миллиард долларов, а столько как минимум стоил бы пакет акций Lotos, чтобы закрыть какой-нибудь нефтеперерабатывающий завод. Россияне тоже не захотят.
- Но почему группой Lotos так интересуются российские компании?
- Дело здесь наверняка не в доходах и марже от продажи топлива в Польше. Россияне заинтересованы в создании производственной цепочки в Европейском союзе. А Lotos как владелец НПЗ, перерабатывающего 10 миллионов тонн нефти в год, такую возможность им дает. Мне представляется, что интерес к гданьской компании следует трактовать как метод, которым российские концерны хотят сблизиться с рынком ЕС – посредством экономики одного из его государств-членов.
- Появились мнения, что участие сильного российского концерна в группе Lotos – это угроза для компании Orlen. Что Вы об этом думаете?
- Я напомню: все зависит от условий, прописанных в приватизационном договоре. А, может быть, это был бы также какой-то шанс для Orlen, например, получить доступ к нефтяным месторождениям или добиться возобновления поставки нефти по трубопроводу в Мажейкяй. Важно, чтобы мы вели эффективное сотрудничество и не смешивали рациональную экономику с чисто политическими аспектами.
Такое сотрудничество наверняка не будет возможным при стереотипах, основанных на страхах. Возможно, в нашей стране стоит сменить подход к восприятию российских инвестиций, так, как это уже сделали наши соседи.