Воздушные удары западных держав по Ливии наводят на мысль, что их настоящей целью являются обширные нефтяные запасы этой страны. И хотя формально боевые действия в Ливии ведут Франция и Великобритания, США играют ведущую роль в этой кампании.
Однако возникают вопросы о настоящей цели вмешательства, если учитывать, что нефть с Ближнего Востока и Северной Африки составляет лишь около 10% от всего объема нефти, потребляемого США. В этом конфликте Вашингтон преследует несколько целей. По существу, политика Америки на Ближнем Востоке заключается в попытке найти баланс между моральными ценностями и национальными интересами.
После теракта 11 сентября 2001 года ближневосточный регион стал ключевым направлением внешней политики США. За последние десять лет были проведены антитеррористические кампании в Ираке и Афганистане, во время которых были предприняты попытки создать проамериканские правительства и провести ряд "демократических" реформ для защиты национальных интересов США.
Вашингтон старается построить на Ближнем Востоке то, что, по мнению США, является демократическим и либеральным Ближним Востоком, при этом выдавая свои действия за насаждение свободы и демократии на неспокойном Ближнем Востоке и Северной Африке со свойственным стране обостренным чувством справедливости. Если обратиться к истории, то Америка даже во время холодной войны утверждала, что ставит моральные ценности превыше всего.
Но как только дело касалось Ближнего Востока, моральные ценности блекли, уступая национальным интересам. Богатая нефтью Ливия очень важна для США, как в экономическом, так и стратегическом плане, и те, кто начал этот конфликт, прекрасно это понимали.
После того, как теракт 11 сентября выявил слабые стороны системы национальной безопасности США, Ближний Восток стал главным направлением внешней политики США. Начались антитеррористические операции на Ближнем Востоке, основной целью которых было искоренение Аль-Каиды и уничтожение "оружия массового поражения". Без сомнения, целью насаждения проамериканских правительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке является обеспечение национальной безопасности и укрепление своего стратегического положения в регионе.
Кроме национальных интересов, для американских политиков конфликты на Ближнем Востоке - это отличная возможность завоевать симпатии избирателей. После ужасов 11 сентября Джордж Буш, который на тот момент был президентом США, воспользовался ненавистью американцев к террористам и открыл антитеррористический фронт в Ираке и Афганистане.
Таким образом, политика США на Ближнем Востоке отражает внутренний конфликт между моральными ценностями и экономической выгодой. Так называемая "миссия" США - всего лишь предлог для реализации национальных интересов в регионе. Однако в тоже время США вынуждены признавать те правительства в регионе, которые разделяют их моральные принципы.
Но несмотря на это, у США нет уверенности в том, что общие моральные принципы приведут к общим политическим воззрениям. Так, в 2006 году правительство США отказалось признать законными выборы в Палестинской автономии, на которых победил ХАМАС, что в свою очередь привело к обострению арабо-израильского конфликта и усилению антиамериканских настроений в арабском мире.
Хотя сейчас главным врагом США является «Аль-Каида», нельзя не вспомнить то, что именно при поддержке США создавалась и развивалась эта организация, что на тот момент соответствовало их национальным интересам в регионе.
Воздушные удары западных держав по Ливии не идут в разрез с моральными ценностями, о которых так громко кричат США, но и в то же время соответствуют их национальным интересам. Если Америке удастся провести «реформы» в Ливии и донести до народа этой страны либеральные и демократические ценности, то это серьезно улучшит позицию США в регионе.
Но в долгосрочной перспективе это лишь усложнит ситуацию. Все сложнее будет поддерживать баланс между моральными ценностями и национальными интересами. США окажутся в безвыходном положении: если Америка откажется от роли защитника демократии в этом регионе, то это может негативно сказаться на ее международном имидже, в то время как дальнейшее навязывание американской системы ценностей приведет к усилению антиамериканских настроений на Ближнем Востоке.