Тирания одновременно соблазнительна и разрушительна. Ливийский лидер Муаммар Каддафи и Лоран Гбагбо из Кот-д’Ивуара так верят в свое неотъемлемое право на власть, что скорее готовы обречь свои страны на страдания, чем уйти с поста. Лидер Зимбабве Роберт Мугабе и северокорейский Ким Йонг Ил тоже предпочли довести свои страны до полного экономического краха, но не позволили другим бросать вызов своим убеждениям.
Так что весьма воодушевляет, что Россия, которая еще так недавно находилась под гнетом подобного управления, похоже, все больше осознает, что политические реформы ведут к экономическому прогрессу. Россия знает, насколько разрушительным может оказаться правление, когда власть сосредоточена в руках одного человека. Под властью Иосифа Сталина умерли миллионы – от голода, в результате принудительного переселения, в заключении и ссылках. Смахнуть следы автократии – дело долгое: от пост-сталинской эпохи к краху коммунизма, от появления олигархов и бандитов к возвращению железной хватки кремля, на корню подавляющей любое несогласие.
Сейчас советники и президента Дмитрия Медведева, и премьер-министра Владимира Путина, которые, скорее всего, столкнутся в качестве кандидатов на пост президента на выборах в следующем году, требуют более открытой, прозрачной системы. Вполне вероятно, что это просто политический маневр, но сложно не замечать логическую связь между свободой и экономическим процветанием.