31 марта в Риге скончался советский партизан Василий Кононов - тот самый, которого власти Латвии обвинили в военных преступлениях и в 76-летнем возрасте посадили в тюрьму за убийства мирных жителей.
В свое время это дело стало политической бомбой, однако к сегодняшнему дню официальная Латвия про Кононова успела забыть.
А вот Россия, напротив, не жалеет ни слов, ни денег и продолжается добиваться благоприятного для Кононова решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Очередного вердикта адвокаты ждут уже в этом году - несмотря на смерть ветерана, дело будет продолжено.
Василий Кононов умер в больнице вечером 31 марта от онкологического заболевания. Ему было 88 лет. Как рассказал Русской службе Би-би-си его адвокат Михаил Йоффе, заболевание вышло на четвертую стадию и было неоперабельным.
«Еще за неделю до этого мы с ним разговаривали, он ни на что не жаловался, более, того, мы готовили бумаги для суда», - рассказывает адвокат.
24 ноября прошлого года стало известно, что Большая палата ЕСПЧ приняла к рассмотрению прошение Кононова, а на само рассмотрение, по словам юриста, понадобится около года. «Мы с Василием Мокаровичем говорили, что если что-то произойдет, то дело должно быть продолжено, - продолжает Йоффе. - После его смерти на рассмотрении настаивает дочь».
По сути, это будет уже 13-й год судебных разбирательств с официальной Ригой. Дело началось в 1998 году, когда советский партизан был арестован латвийским властями. Этот эпизод стал одним из целого ряда событий, ознаменовавших резкое похолодание отношений между официальными Ригой и Москвой.
В том же 1998 году в латвийской столице полиция дубинками разгоняла пикет русскоязычных пенсионеров, тогда же там прошло одно из первых шествий в честь легионеров СС, в то же время на повестке дня появился спор вокруг Пыталовского района - российской территории, которую Латвия долгое время считала своей. Москва, в свою очередь, подняла проблему прав русскоязычных жителей Латвии и объявила бойкот латвийским товарам.
Версии
Через два года после ареста Кононова суд вынес ему обвинительный приговор: партизана приговорили к полутора годам тюрьмы.
Суд постановил, что Василий Кононов, руководивший операцией на хуторе Малые Баты, повинен в убийстве девятерых мирных жителей, среди которых было три женщины, одна из них - на девятом месяце беременности.
Сам Кононов называл убитых полицаями и утверждал, что они выдали немцам 12 партизан.
«Латвия замахнулась на святое. Они хотят расширить возможности для переписи истории войны. Хотят сделать победителей преступниками. Хотят погасить потепление между Латвией и Россией и расширить пропасть между латышским и русским народом. И еще они хотят реабилитировать нацизм», - говорил ветеран.
Помощь России
Москва отреагировала незамедлительно: в 2000 году указом президента РФ ветерану было предоставлено российское гражданство. Однако сдаваться не собиралась и латвийская сторона. В 2001 году Кононов получил новый приговор - шесть лет тюрьмы. После обжалования в Верховном суде срок сократили до 20 месяцев.
В латвийской судебной системе это последняя инстанция, так что, в 2004 году адвокат Кононова Михаил Йоффе (нанятый на деньги официальной Москвы) подал иск в Европейский суд по правам человека, обвинив латвийские власти в нарушении нескольких статей конвенции «О защите прав человека и основных свобод».
В одном из пунктов Страсбург встал на сторону Кононова, взыскав с латвийских властей 30 тысяч евро компенсации в пользу ветерана. Латвия обжаловала это решение, и в мае 2010 года выиграла суд.
Латвийский МИД не скрывал радости, назвав решение ЕСПЧ «важным вкладом в борьбу с безнаказанностью агентов государства, находящуюся в сфере внимания ООН и привлекающую все больше внимания Совета Европы».
Российский МИД, в свою очередь, обвинил Страсбург в попытке переписать историю. «Исключив ответственность Латвии, Большая палата Суда фактически согласилась с теми, кто стремится пересмотреть итоги Второй мировой войны и обелить нацистов и их пособников», - сказано в официальном заявлении российского внешнеполитического ведомства.
«На отношения [между странами] повлияло то, что Россия так заступалась за человека, который в глазах большей части латвийского общества является преступником, а не героем, - говорит Русской службе Би-би-си латвийским политолог Ивар Иябс. - Однако Кононов такой - не один, и Россия будет продолжать настаивать на своей позиции. Это вопрос не только политический, но и юридический».
В Латвии также полагают, что спор давно перестал носить характер двустороннего: за 12 лет судебных разбирательств Кононов успел перессорить не только Латвию с Россией, но и Россию с ЕСПЧ. «Противоречия, связанные с делом Кононова, не в лучшую сторону влияют на отношения между Латвией и Россией, - считает латвийский политолог Карлис Даукштс. - Это дело сложное и политизированное, оно давно превратилось в спор между Латвией, Россией и Европой».
Снят с политической повестки дня
Однако пока шли судебные разбирательства, отношения между странами неожиданно наладились: в 2007 году Рига отказалась от территориальных претензий на Пыталово и подписала пограничный договор, а Москва как будто забыла о проблеме неграждан. С потеплением политического климата на второй план отошел вопрос интерпретации новейшей истории, а вместе с ним - и дело Кононова.
«Конечно, это дело влияло на отношения Латвии и России, оно был громким, пока рассмотрение находилось на пике, - вспоминает в разговоре с Русской службой Би-би-си экс-премьер-министр Латвии Андрис Берзиньш. - Однако со временем это влияние ослабло. В последние годы вопрос не стоял на первом плане повестки дня. Наши отношения [с Россией] развиваются довольно успешно».
Сегодня официальные латвийские власти предпочитают не замечать дела Кононова и отрицать его влияние на отношения между странами. «Думаю, оно не повлияло и не могло повлиять [на формирование отношений между Латвией и Россий], потому что дело было юридическим, - говорит Русской службе Би-би-си госсекретарь Министерства иностранных дел Латвии и бывший посол Латвии в России Андрис Тейкманис. - Я не замечаю этого дела в политическом диалоге».
Для латвийского МИДа куда более важной вехой в развитии двусторонних отношений стал официальный визит президента Латвии Валдиса Затлерса в Москву, состоявшийся в конце прошлого года, а также общая с Дмитрием Медведевым инициатива по созданию двусторонней комиссии историков.
«Я думаю, дело Кононова является одной из тем - как относиться к истории, - продолжает Тейкманис. - Речь идет о ее интерпретации, а не переписывании. Сдвиг в этом направлении сможет сделать комиссия историков, думаю, им есть, чем заняться».
Россия не отступает
Однако от своей позиции официальная Москва, судя по всему, отказываться не собирается.
Уже 1 апреля, когда стало известно о кончине ветерана, первый зампред комитета Государственной думы РФ по международным делам, замруководителя делегации РФ в ПАСЕ Леонид Слуцкий заявил, что дело Кононова для России должно стать «делом чести». По его словам, Россия должна добиваться реабилитации имени партизана в Страсбурге.
В поддержку ветерана высказался и президент РФ Дмитрий Медведев. «В годы Великой Отечественной войны Василий Макарович самоотверженно сражался с фашистскими захватчиками. Всю свою жизнь он хранил верность боевому содружеству, защищал правду о событиях тех лет», - говорится в телеграмме главы государства по случаю кончины Василия Кононова.
Организацию похорон ветерана, назначенных на 5 апреля, берет на себя посольство России в Латвии. «Посольство примет всемерное участие в организации похорон. Мы окажем помощь по максимуму: расходы, помощь в организации, все, что потребуется от российской стороны», - сказал пресс-атташе посольства Иван Мостинский.