ГРОЗНЫЙ (Россия) — Столица Чечни после двух жестоких войн с Москвой лежала в руинах, а сейчас она великолепно отстроена: новые жилые дома, позолоченный музей, огромная мечеть — и по всему городу хорошо вооруженные люди, как намек на негласную сделку, на которой держится мир.
Вооруженные люди несут ответственность не перед Москвой, а перед Рамзаном Кадыровым, бывшим полевым командиром, которого четыре года назад Владимир Путин назначил президентом Чеченской республики в российских горах Северного Кавказа, позволяя ему делать то, что он пожелает, в обмен на подчинение его мятежного народа.
Кадыров управляет мусульманским регионом, как собственной вотчиной, с помощью частных вооруженных формирований и своих людей в полиции, которые обвиняются в похищениях, пытках и убийстве. Создав видимость самостоятельного исламского государства, Кадыров приказывает женщинам носить головные платки, поощряет многоженство и придерживается основ законов шариата — все это в нарушение российского законодательства и противоречит более либеральным чеченским традициям.
Недавно Москва вынесла вердикт в отношении своего деспотичного наместника: благодаря президенту Дмитрию Медведеву скоро начнется новый пятилетний срок его пребывания в должности.
Хотя Путин систематически укреплял свою власть над региональными лидерами, а в 2004 году сделал их должность назначаемой, а не избираемой, и Медведев часто возносит хвалу верховенству закона, оба российских лидера, по всей видимости, слабо контролируют этот регион, и им не остается ничего, кроме как аплодировать во вторник второй инаугурации Кадырова.
«Рамзан Кадыров создал государство в государстве, — сказал Сергей Маркедонов, московский аналитик, который сейчас работает в Вашингтоне в качестве приглашенного научного сотрудника в Центре стратегических и международных исследований. — Я думаю, что он держит российское руководство в заложниках. Заменить его возможности нет. Я думаю, что это большая проблема».
Недавно Кадыров пригласил группу иностранных журналистов в Грозный поздно ночью на встречу в сильно укрепленный президентский комплекс. Продержав репортеров два часа в ожидании, он стремительно появился в конференц-зале ближе к полуночи и отклонил вопросы о нарушениях прав человека, заявив, что почитает законы России.
«Россия дала нам задание уничтожить терроризм и потушить его пламя на Северном Кавказе, — сказал Кадыров, — и результаты уже достигнуты».
Хотя терроризм ослаб, он не устранен и смещается на запад, где опасаются, что жестокое правление породит еще большее насилие. В двух чеченских войнах, с 1994 по 1996 и с 1999 по 2003 годы, погибли до 50 тысяч человек, в основном гражданские лица. Войны спровоцировали жестокость среди российских солдат и чеченских боевиков, и, в конце концов, подняли волну терроризма, всем известны случаи захвата заложников в московском театре в 2002 году, осады школы в Беслане в 2004 году, взрывов в московском метро в прошлом году и в аэропорту Домодедово в январе этого.
Кадыров часто заявляет о своей лояльности Путину — гигантская фотография премьер-министра России украшает диспетчерскую вышку в аэропорту Грозного, но его власть в настоящее время опирается на силу его собственного оружия, а не политической власти Москвы. В знак уважения к Кадырову Москва в 2009 году отозвала большую часть своих войск, а те немногие, что остались, прячутся в казармах.
«Если что-то случится с Кадыровым, что тогда будет делать Россия? — говорит Кимберли Мартен (Kimberly Marten), профессор Колумбийского университета. — Все отношения с Чечней основаны на одном человеке. Вероятно, часть российских войск осталась, но ими руководят местные силы безопасности».
Мартен, которая только что закончила книгу о полевых командирах и государствах, называет это суверенитетом на подряде. Путин, как она предполагает, решил уступить власть, чтобы Кадыров контролировал то, чего не мог Путин.
«Ирония заключается в том, что Россия после двух войн против автономности Чечни получила сейчас автономную Чечню», — говорит она.
Маркедонов отметил, что Кремль убрал политически влиятельных лидеров, которые ему неугодны, таких как мэр Москвы Юрий Лужков, но у Кадырова есть оружие.
«Я не могу представить тот день, когда Путин или Медведев пригласят его к себе и скажут: Уважаемый Рамзан, извините, вы свободны, вы больше не президент Чечни», — сказал Маркедонов.
Кадыров заявил журналистам, что в Чечне только 68 боевиков, и он знает все их имена. Один из них — Доку Умаров, боевик, связанный с «Аль-Каидой», который взял на себя ответственность за взрывы в метро и аэропорту и который вызывает настолько серьезную обеспокоенность в Соединенных Штатах, что Госдепартамент летом прошлого года внес его в свой список известных террористов. «Скоро наши руки дотянутся до Умарова», — сказал Кадыров.
Правозащитная организация «Мемориал» сообщила, что в 2009 году в Чечне, население которой составляет немногим более одного миллиона человек, произошло не менее 93 похищений и 30 убийств. «Мемориал» предполагает, что реальное число в три или четыре раза выше, но люди слишком напуганы, чтобы сообщать о преступлениях.