Генеральный директор Большого театра подтвердил, что казавшаяся бесконечной реконструкция исторического здания Большого театра, наконец, подходит к концу. Он пообещал, что гала-концертом в октябре отметят завершение тяжелого периода в жизни этого российского символа, который можно видеть на помятой 100-рублевой банкноте.
Объявление Анатолия Иксанова прозвучало в прошлом месяце скорее, как освежающий глоток влаги, чтобы смыть горький привкус от самого недавнего скандала в театре, когда несколько десятков фотографий откровенно гомосексуального характера были выложены на недолго просуществовавшем сайте, напоминающем официальный сайт Большого театра.
Сайт-самозванец содержал биографию давнего менеджера балетной труппы и популярного характерного танцора Геннадия Янина, который изображен на фотографиях. Фотографии и ссылки на сайт были разосланы сотням людей, связанным с балетом по всему миру. До этого, Янин, как сообщается, рассматривался в качестве наиболее вероятного руководителя балетной труппы, возможно, в качестве совмещающего обязанности с исполнительством. Предыдущий художественный руководитель балета Большого театра Юрий Бурлака покинул пост в прошлом месяце после того, как его контракт не был возобновлен.
Янин оставил пост менеджера, но остается танцором труппы. «Мое настроение отнюдь не плохое, и мне не нужно ничье сочувствие, — сказал Янин по телефону. — Пусть лучше люди приходят и наслаждаются постановками Большого театра».
Иксанов сказал, что скандал, скорее всего, стал результатом интриг в театре. «Есть люди в театре, кто хотел бы стать художественным руководителем, и они скорее всего, сыграли роль в этой грязной интриге», — сказал он.
Проблемы приоткрыли непростую атмосферу внутри театра, как будто его реконструкция, лишившая его на длительный период главной сцены, и связанный с ней финансовый скандал, и различные управленческие стычки не были достаточно бурными. В 2009 году Счетная палата России обнаружила, что расходы на реконструкцию театра, которые теперь оценивается более чем в 700 миллионов долларов, сильно превышают бюджет, и было начато расследование. Ранее уволился главный архитектор, отвечавший за реконструкцию, и были уволены полдюжины руководителей реконструкции.
Артистические несчастья были не менее впечатляющими. В последние 10 лет художественный руководитель, главный дирижер, музыкальный руководитель и четыре художественных руководителя балета либо ушли сами, либо их выжили. Когда музыкальный руководитель театра Александр Ведерников уволился в 2009 году, он сказал газете «Известия», что «Большой театр не обладает никакими чертами организации культуры».
Скандалы в Большом всегда приобретают национальное звучание, и обвинения в гомосексуализме с советских времен были инструментом, чтобы избавиться от оппонентов, сказал бывший министр культуры Михаил Швыдкой. «Это была грязная провокация», — сказал он.
«Недавний скандал говорит нам кое-что о реальном климате в организации, — говорит еще один бывший руководитель балета Большого театра Алексей Фадеичев, а теперь руководитель Ростовского государственного музыкального театра. «В общем, театр очень похож на саму нашу страну – ему не хватает стратегии постсоветского развития. Люди, которые руководят театром, кажется, не знают, чего хотят: зарабатывать деньги или поддерживать звание национального достояния и впредь создавать свои собственные тенденции в балете и опере, чем мы так гордимся на протяжении всей истории».
Правда, в последние годы Большой, как театр оперы и балета, занимался экстравагантными постановками, такими, как современная интерпретация оперы Чайковского «Евгений Онегин», в которой главный герой убит не на дуэли, а в уличной ссоре, и современным балетом, таким как совместная российско-французская постановка «А дальше – тысячелетие покоя... Сотворение-2010».
«Наши опера и балет пребывают в серьезном кризисе на протяжении последнего десятилетия, — сказал Николай Цискаридзе, ведущий танцовщик Большого театра. — Наши современные постановки играются на полупустой зал». Цискаридзе, друг Янина, говорит, что все в театре были в шоке от случившегося.
Несмотря на все бедствия, Большой не более чем в состоянии кризиса, заявила Ольга Свистунова, оперный и балетный критик, информационному агентству ИТАР-ТАСС. «Нужно быть великим художником, чтобы соответствовать великому бренду Большого театра. Вот почему некоторые люди приходят и уходят, потому что они понимают, что не соответствуют задаче», — сказала она.
Как ни странно, некоторые критики указывают на ремонт, как истинную причину всех бед театра. Швыдкой, бывший министр культуры, утверждает: когда театр вернется обратно в историческое здание, все быстро станет на свои места.
А в это время 3,5 тысячи рабочих трудятся внутри и снаружи основного здания, готовится к возвращению на уже восстановленный потолок с портретами Аполлона и муз огромная 2,3-тонная хрустальная люстра, установленная в 1863 году. Театр открылся в 1825 году, но был почти полностью уничтожен во время пожара 1853 года. Он открылся в 1856 году, и теперь рабочие укрепляют фундамент, который был на грани краха.
Несмотря на все это, генеральный директор театра полон оптимизма, представляя нового руководителя балета, бывшую звезду Большого театра и на протяжении последних трех лет руководителя Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
«Я очень счастлив, что возвращаюсь домой, я отдал Большому театру 20 лет, и это мой родной дом», — сказал сияющий 40-летний Сергей Филин.
«Будьте осторожны, Сергей», — тихо посоветовал Иксанов.