Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В России решают, как изживать тоталитаризм

© коллаж ИноСМИсталин катынь
сталин катынь
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Очередная годовщина расстрела польских военнопленных в Катыни совпала с продолжающимся обсуждением в России предложений по «модернизации российского общества» путем преодоления пережитков тоталитаризма, в том числе и совместными, международными усилиями. Авторы инициативы предлагают использовать поведение России в катынском вопросе как своеобразную модель построения отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Очередная годовщина расстрела польских военнопленных в Катыни совпала с продолжающимся обсуждением в России предложений по «модернизации российского общества» путем преодоления пережитков тоталитаризма, в том числе и совместными, международными усилиями.

Авторы инициативы предлагают использовать поведение России в катынском вопросе как своеобразную модель построения отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

Cвою программу по борьбе с тоталитаризмом в общественном сознании россиян представители президентского Совета по правам человека передали Дмитрию Медведеву на встрече в Екатеринбурге еще 1 февраля, но ее конкретные детали стали известны лишь совсем недавно.

Инициатива Совета касается необходимости увековечить память о жертвах тоталитаризма и на этой основе прийти к «окончанию Гражданской войны, развязанной в 1917 году».

Предлагается дать четкую политико-правовую оценку преступлений прошлого и реализовать в этой связи целый ряд мер внутри страны.

Вся Россия – «большая Катынь»


Авторы программы не ограничиваются только внутрироссийскими мероприятиями. По их мнению, реализация данных предложений «крайне затруднена… если с самого начала программе не будет придан международный характер».

Среди прочего авторы программы предлагают создать Международный институт памяти, который должен стать центром совместной работы «по преодолению тоталитарного прошлого».

При этом они ссылаются на опыт катынского дела в польско-российских отношениях.

За последний год отношение властей России к катынской проблеме резко изменилось.

Госдума России приняла декларацию, признающую расстрел польских офицеров преступлением сталинского режима. Президент Медведев обещал рассекретить все документы по этому делу.

По мнению авторов программы, «осуждение президентом тоталитарного режима, преклонение колен премьер-министром перед Катынским крестом уже сыграли очевидную позитивную роль».

«Признав, что вся Россия – «большая Катынь», начав оказывать знаки уважения жертвам тоталитарного режима самостоятельно, добровольно, без принуждения, страна может только вызвать к себе уважение со стороны всех нормальных людей и народов», - заявляют члены президентского Совета.

Большие различия

В то же время и сами разработчики программы отмечают, что в результате реализации их предложений возможны определенные издержки для России.

Тем более, готовы ли сотрудничать в этом отношении с Россией бывшие республики СССР или бывшие сателлиты?

Матеуш Пискорский, экс-депутат польского парламента и директор Европейского центра геополитического анализа полагает, что предлагаемые меры могут иметь определенный позитивный эффект.

В то же время он с определенным скепсисом воспринимает эти предложения.

По его мнению, уже есть научные структуры в России и Польше, в рамках которых можно вести исследования по поводу коммунистического прошлого.

Пискорский также подчеркивает, что Россия и Польша по-разному воспринимают коммунистическое прошлое.

«Смотря на общественное мнение в России и Польше, я отмечаю большие различия в понимании этого прошлого. Я считаю, что необходимо, чтобы прошло время, чтобы в России изменилось оценки российского общества в отношении советского периода истории», - заявил эксперт bbcrussian.com.

В то же время он отмечают, что «многие из польских историков и преподавателей воспримут с большим удовольствием и надеждой реальные и объективные исследования прошлого».

Однако польский политолог не считает, что новая программа, в случае ее одобрения, может как-то значительно повлиять на имидж России за рубежом.

Как и польский эксперт, инициативу членов президентского Совета поддержал Юрий Добелис, бывший депутат латвийского парламента.

В то же время он отмечает двойственность позиции российских властей по отношению к советскому наследию, которая может быть определенной проблемой в плане реализации предложенной программы.

По мнению Добелиса, власти России избирательно относятся к прошлому СССР. Эксперт привел пример со случаем партизана Василия Кононова, поддержку которому выражал глава российского МИД Сергей Лавров.

По словам Добелиса, такая позиция плохо стыкуется с предложением о совместном преодолении тоталитаризма.

При этом он считает, что совместная работа по изучению тоталитарного общества не только возможна, но и желательна.

Авторитарный синдром

В российском обществе предложения президентского Совета встретили менее однозначную оценку.

Среди тех, кто полностью разделяет предложенный подход - декан факультета прикладной экономики Высшей школы экономики Марк Урнов.

«В самой идее модернизации российского общественного сознания я не только не вижу какого-то криминала, а просто считаю эту задачу главной для модернизации России. Нас тормозит не только техническое отставание, а, прежде всего, глубоко укорененный в сознании авторитарный синдром», - сказал Урнов в интервью bbcrussian.com.

При этом он считает, что главное в этом отношении то, будут ли власти последовательно заниматься реализацией такой программы, в том числе и в международном плане.

Как и Добелис, Урнов полагает, что здесь не должно быть избирательного подхода, "каких-то полумер", когда будут рассказывать об успехах, которые «были совершены под руководством Коммунистической партии».

По мнению Урнова, бывшие социалистические страны готовы совместно с Россией объективно посмотреть на недавнюю историю.

Осуществление инициативы президентского Совета смогло бы изменить и имидж России, полагает эксперт.

Колоссальные проблемы

Однако далеко не все в России таким образом относятся к предложения по борьбе с пережитками тоталитаризма в общественном сознании россиян.

По мнению Михаила Ремизова, президента Института национальной стратегии, в это программе «есть две колоссальные проблемы».

Первая из них касается как раз внешнеполитического измерения. По мнению аналитика, большую опасность в этом отношении представляет «обнуление исторического капитала России, связанного с победой СССР во Второй мировой войне».

По словам Ремизова, авторы программы возлагают на СССР часть ответственности за начало войны, что умаляет роль Советского Союза как страны-победительницы.

С этой ролью, помимо всего прочего, напоминает Ремизов, связаны членство России в Совете Безопасности ООН, а также устройство Ялтинского и пост-Ялтинского миропорядка.

Поэтому эксперт полагает, что реализация программы нанесет ущерб имиджу России на международной арене.

«Это выявит роль России как слабого, сомневающегося игрока в своем праве на существование в современном мире», - заявил bbcrussian.com Ремизов.

При этом он считает, что те шаги навстречу в сфере политики памяти, которые могли быть сделаны, уже сделаны. Хороший пример, по мнению Ремизова - это Польша и история с Катынью.

Однако, по его словам, это было признание конкретного преступления, а не преступности режима или целого исторического периода.

Второй проблемой в отношении предложенной программы эксперт считает внутрироссийское измерение инициативы Совета.

По словам Ремизова, «нет более верного средства разжигать атмосферу внутренней гражданской войны, чем осуществлять кампанию по десталинизации сверху».

Она неизбежно вызывает ответную реакцию, поддерживая в обществе сталинистский невроз, полагает эксперт.

При этом, по словам Ремизова, идеология принудительной десталинизации ассоциируется со всеми ошибками существующего режима.

Нет нужды в десталинизации

С Ремизовым согласен Виталий Третьяков, известный российский публицист, декан Высшей школы телевидения МГУ.

Третьяков заявил bbcrussian.com, что относится к предложениям Совета «крайне отрицательно». В то же время он отмечает в нем много «банально правильных вещей».

«Это касается того, чем занимались в свое время советские пионеры, разыскивая могилы погибших», - пояснил эксперт.

«Это [предложения Совета] - большая отвлекающая от чего-то более существенного для страны пропагандистская кампания, которая имидж России за рубежом не улучшит. Россия слишком заметная на планете и в истории страна, чтобы отношение к ней вырабатывалось после каких-то текстов, заявлений, кампаний», - заявил Виталий Третьяков.

По его мнению, «Россия не нуждается в десталинизации».

«То, что некоторые люди называют сталинизмом, якобы существующим сегодня в России, легче всего разрушилось бы с помощью успехов политики нынешних властей», - считает эксперт.

Третьяков также прокомментировал утверждение авторов программы о том, что ее реализация приведет к «укреплению объединительных тенденций на территории бывшего СССР и, возможно, бывшего «соцлагеря» - через осознание общности трагического прошлого».

По мнению аналитика, этого не случится: те страны, которые тяготеют к России, будут стремиться к Москве в любом случае.

Те же государства, в случае которых такой тяги нет, «они не только под влиянием этих кампаний не изменят свою точку зрения, они наоборот получат дополнительный материал для того, чтобы заниматься антироссийской риторикой и пропагандой».

Ярким примером в этом отношении Третьяков считает историю с Польшей.

Россия, по его мнению, в последнее время сделала целый ряд шагов навстречу Варшаве, в том, что касается Катыни, и того, что связано со смоленской авиакатастрофой, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский.

«Однако все, что Россия получила в ответ - грязь, ненависть, разговоры о том, что самолет Качиньского угробили русские», - заявил Виталий Третьяков.

По словам Третьякова, Россия ни перед кем каяться не должна, решая при этом самостоятельно свои внутренние проблемы.